«Финам» первым среди брокеров раскрыл информацию о проблемах, мешавших клиентам совершать сделки на биржах. За последние два месяца было 12 сбоев.
Работа российских бирж далека от совершенства, свидетельствует статистика, собранная одним из крупнейших интернет-брокеров — «Финамом». Только с 1 апреля в торговых системах клиентов «Финама» наблюдалось 12 сбоев: из них три — в результате нестабильной работы оборудования «Финама», по два — по причине сбоя на серверах РТС и в торговой системе Quik, по одному — по вине ММВБ и интернет-провайдера, написано в документе. Причины еще трех не установлены.
Клиентам «Финама» пришлось понервничать 18, 21 и 22 мая, когда в их торговых системах Quik и Transaq некорректно отображались позиции на срочном рынке РТС — Forts. Проблемы были решены силами РТС, говорится в документе «Финама» (представитель компании подтвердил его подлинность).
Самый длинный по времени сбой произошел 9 апреля, когда для клиентов, работающих через Quik, торговля была недоступна с 10 утра до 14.50 МСК. «В связи с повышением активности произошло превышение максимально возможного значения одним из параметров настройки Quik», — комментируют в «Финаме». Индекс РТС в тот день вырос более чем на 6%. Получить комментарии в Quik не удалось.
17 апреля
13 мая аналогичная проблема была уже на фондовой бирже ММВБ — с 17.40 до 18.45 МСК заявки принимались с задержкой
15 апреля после 11.00 МСК клиентам «Финама» были недоступны все торговые системы —
«Мы постоянно наращиваем затраты на IT, и это дает отдачу — за последний месяц не было ни одного сбоя по нашей вине», — говорит директор департамента IT «Финама» Николай Рубцов. Полностью устранить риски частных инвесторов сейчас невозможно — значительная часть проблем связана с торговыми системами, провайдерами, дата-центрами и прочими независимыми элементами IT-инфраструктуры, резюмирует Рубцов.
У БКС несколько торговых серверов и каналов связи, завязанных на разных провайдеров, и в ситуации, когда на одном из серверов происходит сбой, клиент может оперативно перейти на другой сервер, говорит вице-президент БКС Юрий Минцев. По его словам, такого, чтобы все серверы БКС не работали, не было никогда. Среди недавних проблем — лишь задержки в работе всех серверов
«Мы приветствуем такое внимание «Финама» к сбоям на биржах, но важно рассмотреть всю цепочку сигнала, который идет с бирж через удаленный терминал к конкретному пользователю, — говорит руководитель ФСФР Владимир Миловидов. — Очевидно, что проблемы есть по всей этой линии, и мы подумаем, как изучить этот вопрос». По словам Миловидова, у ФСФР сейчас нет полномочий регулировать технологическое обеспечение торгов и информация о сбоях лишь принимается к сведению.
Без сбоев
Биржи должны раскрывать информацию о технических сбоях на своих интернет-сайтах и уведомлять о них ФСФР (в течение двух рабочих дней). На сайте ММВБ последняя информация — о сбое, произошедшем 17 октября 2008 г., на сайте РТС — о сбое 1 апреля 2009 г.
Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА