Вчера директор юридического департамента ЦБ Сергей Голубев заявил, что от банка поступила первая жалоба на одного из спецпредставителей ЦБ, передает агентство Прайм-ТАСС. Экперты не исключают, что жалоба могла быть вызвана недостаточной коррупционной устойчивостью сотрудника Банка России или тем, что спецпредставитель регулятора серьезно помешал важным бизнес-процессам банка.
Сергей Голубев заверил, что меры по жалобе уже принимаются и виновные будут наказаны: «Мы знаем, от кого поступила жалоба, и нужные бумаги уже пошли по всем инстанциям». При этом он не уточнил характер жалобы, не назвал банк, который был обижен спецпредставителем ЦБ. Отметим, что сегодня спецпредставители регулятора направлены более чем в 40 банков, которые получили господдержку в виде кредитов, депозитов и или другую госпомощь. Напомним, что объем средств госпомощи банкам исчисляется сотнями миллиардов руб. Только объем субординированных кредитов, которые получили семь крупнейших банков, составляет более 700 млрд рублей.
По мнению гендиректора аудиторской компании «Мариллион» Сергея Харитонова, спецпредставитель, как и любой проверяющий, частично нарушает бизнес-процессы в любой коммерческой структуре. «Если отбросить возможные злоупотребления или намек на коррупцию, то вполне вероятно, что спецпредставитель мог серьезно препятствовать прохождению бизнес-процессов», — считает
Однако кроме помех бизнес-процессам эксперты не исключают и возможность недостаточной коррупционной устойчивости спецпредставителя ЦБ. Более того, подобные случаи уже имели место: финансовый рынок помнит нашумевшую в 2005 году историю с банком «Российский капитал». Тогда Замоскворецкий суд санкционировал арест чиновника Федеральной налоговой службы Олега Алексеева и сотрудника московского территориального управления ЦБ Алексея Мишина за вымогательство у банка «Российский капитал» взятки в 5,3 млн долларов за улаживание налоговых претензий к банку.
Вчера замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Чистюхин заявил о необходимости снижения рисков коррупции при проведении надзора сотрудниками Банка России. «Коррупционные риски могут быть снижены путем внедрения жестких надзорных процедур», — считает Владимир Чистюхин. При этом он уточнил, что имеет в виду несовершенство процедур, которые регламентируют применение профессионального суждения. «В процедурах должно быть прописано в том числе право банков на обжалование решений ЦБ», — отметил Владимир Чистюхин. По его мнению, «при таком разумном подходе никакого противоречия с борьбой с коррупциогенностью не будет».
Вместе с тем
Сергей Харитонов уверен, что уровень банковского надзора сегодня и без того достаточно высок: «Необходимости усиливать контроль я не вижу и категорически не согласен с тем, что банки стали менее дисциплинированны». Кроме того, по его словам, не бывает надзора, который бы обеспечивал постоянное стопроцентное 100-процентное выполнение всех инструкций.
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ