Страны BRIC в мае увеличили валютные резервы на рекордную сумму в 60 млрд долларов, подсчитал Bloomberg. Нетто-покупки доллара российским ЦБ, по его данным, в мае составили 18,6 млрд долларов, Бразилия купила 2,8 млрд долларов: для обеих стран это почти годовой рекорд. Резервы Индии выросли на 10,6 млрд долларов — максимум с января 2008 года, Китая — на 30 млрд долларов (по данным SJS Markets).
Совокупный объем международных резервов стран BRIC (за исключением золота) — 2,8 трлн долларов, по данным Bloomberg. Это 42% всех мировых резервов.
Центробанки опасаются чрезмерного укрепления национальных валют, цитирует Bloomberg Дэниела Тененгаузера из Bank of America — Merill Lynch: это может нанести удар по экспорту и ослабить экономики стран. По данным Bloomberg, индийская рупия укрепилась в мае на 6,4%, рубль — на 6,9%, реал — на 11,2%. Долларовый индекс (к корзине из евро, иены, фунта, канадского доллара, швейцарского франка и шведской кроны) в мае потерял 6,4% — максимум с марта 1985 года.
Удельный вес доллара в международных резервах тем временем растет. Увеличились в мае и вложения в казначейские облигации ФРС, в том числе со стороны центробанков, — на 68,8 млрд долларов (на 3,3%).
Рост инвестиций в долларовые активы — часть стратегии регуляторов, считают аналитики. ФРС может увеличить процентные ставки раньше, чем ожидает рынок, что вызовет рост ставок других нацбанков и курса доллара, отмечает Джордж Дэвис из RBC Capital Markets.
Сочетание странное, удивляется Усмин Мандин из Ashmore Investment Management: с одной стороны, многополярная экономика и рост диверсификации, с другой — уникальная концентрация валюты транзакций.
Рост резервов совпадает с наступлением на доллар: именно Россия, Китай и Бразилия в последнее время активно лоббируют на международном рынке идею альтернативной доллару и евро денежной единицы. Инициатива будет обсуждаться на саммите BRIC в Екатеринбурге в середине июня, сообщала ранее пресс-служба президента.
Быстрый рост рынков (так, индекс РТС с начала года прибавил более 80%) сопровождается притоком спекулятивного капитала, играющего на повышение курса национальных валют, поэтому центробанкам приходилось скупать доллары — разговоры о других резервных валютах тут вовсе ни при чем, говорит Владимир Тихомиров из «Уралсиба». Если цены на нефть задержатся на уровне 60—70 долларов за баррель, приток валюты в Россию будет существенным, продолжает он. И на фоне заявлений представителей правительства и ЦБ, что рубль достиг своей максимальной границы, не исключено, что регулятор форсирует скупку валюты, заключает Тихомиров: майский рекорд может быть перекрыт.
В первой половине прошлого года недельные интервенции ЦБ доходили до 5—7 млрд долларов, помнит Тихомиров, что недалеко от майского рекорда. Но тогда кроме нефти влиял приток капитала и дешевых кредитов. А сейчас — продажа банками и компаниями валюты на фоне укрепления рубля: возможно, пик этого процесса завершен, не исключает Тихомиров.
Доля доллара
По данным МВФ, доля резервов национальных банков, размещенных в долларах, составляла 62,4% в июне прошлого года, 64% — в конце 2008 года, сейчас превышает 70%.
Екатерина КРАВЧЕНКО, Ольга КУВШИНОВА