Продажи автомобилей в России продолжают падать, говорится в исследовании Ассоциации европейского бизнеса. Хуже всего приходится Renault, Mitsubishi и Hyundai, поскольку это автомобили для среднего класса, пострадавшего от кризиса. Эксперты считают: падение продолжится и дальше, снижение продаж на 40% будет хорошим результатом. Для того чтобы спасти автомобильный рынок, государство должно стимулировать спрос.
В мае 2009 года в России продажи новых автомобилей сократились на 58% относительно мая прошлого года, а всего за пять месяцев автомобилей было продано меньше на 47%. Такие данные приводятся в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Как отмечается в документах АЕБ, 7 из 10 лидирующих по продажам марок машин производятся в России.
Самый резкий спад продаж произошел у японской Mitsubishi — на 67%. На 62% сократились продажи Suzuki и Hyundai, на 61% стали меньше покупать ГАЗ.
«Есть некоторые признаки того, что падение рынка начинает замедляться, однако в отдельных сегментах ситуация все еще значительно варьируется», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
Представители организации считают, что правительственная программа поддержки продаж пока не принесла результата. «Мы считаем, что необходимо увеличить объем выделенных средств, допустить к участию все автомобили российского производства, как можно быстрее увеличить ценовой порог с 350 тыс. до 600 тыс. рублей и допустить большее количество банков к участию в программе», — отметил вице-президент комитета автопроизводителей АЕБ Ян Мартин.
Напомним, что в декабре 2008 года премьер-министр России Владимир Путин заявил о том, что государство будет спонсировать покупку сделанных в России автомобилей в кредит стоимостью до 350 тыс. рублей. Власти с 1 января 2009 года начали оплачивать часть кредитной ставки при такой покупке.
Российский рынок новых автомобилей обрушился еще осенью 2008 года, с началом финансового кризиса. По данным той же АЕБ, в январе 2009 года спрос на автомобили упал аж на 68%. В этой ситуации многим автопроизводителям пришлось сокращать или даже вовсе закрывать производство: так, в апреле 2009 года об увольнении почти 5 тыс. рабочих заявили на автозаводе в Ижевске.
«Исследование АЕБ достаточно репрезентативно, так как в нем используются первичные данные от производителей», — отметил «Взгляду» аналитик «Финама» Владислав Кочетков.
«Единственный сегмент, практически не пострадавший от кризиса, — это дорогие автомобили», — отмечает Кочетков. Действительно, по данным организации, продажи Infiniti выросли на 4%, Cadillac — на 9%. Правда, Lexus, машину — символ богатства «тучных лет», — стали покупать на 55% меньше. Хуже всего, отмечает Кочетков, ситуация с автомобилями для среднего класса. «Сейчас потребитель все больше ориентируется на цену машины, автокредиты стали практически недоступны», — объясняет причину этого эксперт «Финама».
«К сожалению, ситуация с продажами практически не меняется — только в случае удачной экономической конъюнктуры и действенных мер для оживления покупательной способности к сентябрю может остановиться помесячный спад продаж», — уверен эксперт «Взгляда».
«По нашим расчетам, годовое снижение автопродаж на 40% будет оптимистичным результатом», — добавил Кочетков.
Тимур МУХАМАТУЛИН