Вчера ВТБ сообщил о продаже 100% акций своей швейцарской «дочки» — Русского коммерческого банка (Russische Kommerzial Bank AG) — в пользу Газпромбанка. По словам источника РБК Daily в ВТБ, сумма сделки составила до 100 млн долларов. Как пояснили РБК Daily в Газпромбанке, банк приобретен для обслуживания экспортно-импортных операций крупнейших российских предприятий.
По данным ВТБ, на 31 декабря 2008 года активы Russische Kommerzial Bank AG составляли 2,4 млрд швейцарских франков, кредиты и прочие средства, предоставленные клиентам, — 1,8 млрд швейцарских франков, акционерный капитал — 101 млн швейцарских франков. Russische Kommerzial Bank AG создан в 1992 году в Цюрихе. Основные направления деятельности банка — коммерческое кредитование и торговое финансирование проектов, связанных с российской экономикой, а также обслуживание международной торговли. Главным акционером ВТБ с долей в 77,5% является правительство России. Остальные 22,5% акций обращаются на РТС и ММВБ, а также на Лондонской фондовой бирже в форме GDR.
Как сообщила пресс-служба ВТБ, в рамках оптимизации сети дочерних банков в Западной Европе банк вышел из состава акционеров Russische Kommerzial Bank, и сделка уже одобрена регулирующими органами Швейцарии. По словам источника РБК Daily в ВТБ, Газпромбанк был заинтересован в покупке Русского коммерческого банка, поскольку «исторически большинство операций, совершаемых через этот банк, приходится на «Газпром». Он не стал раскрывать сумму сделки, отметив, что она оценивается в пределах 100 млн долларов. По словам представителя Газпромбанка, Русский коммерческий банк приобретен для банковского сопровождения экспортно-импортных и инвестиционных операций крупнейших российских предприятий.
По оценкам начальника отдела анализа рынка акций банка «КИТ-Финанс» Марии Кальварской, сумма сделки может составить от 85 млн до 110 млн долларов с учетом размера его капитала на начало года. «Russische Kommerzial Bank позиционировал себя как банк, работающий с клиентами, которым интересно делать бизнес в России», — добавила Мария Кальварская. По ее мнению, поэтому Газпромбанк и проявил интерес к покупке банка в Цюрихе.
По словам аналитика банка «Траст» Максима Бирюкова, в данном случае сделка вряд ли имеет рыночный характер. «Скорее номинальный, поскольку и Газпромбанк, и ВТБ являются, по сути, государственными, и эту сделку можно рассматривать как перекладывание актива из одного государственного кармана в другой, — считает Максим Бирюков. — У Газпромбанка в отличие от ВТБ нет обширной сети за границей. Думаю, эта сделка направлена на то, чтобы восполнить этот пробел и обеспечить обслуживание европейских проектов как самого Газпромбанка, так и «Газпрома».
Игорь ПЫЛАЕВ