Россия сократит вложения в казначейские облигации США, заявил вчера первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев: золотовалютные резервы не будут направляться на приобретение новых бумаг, а старые будут ждать погашения.
Улюкаев считает, что вместо этих бумаг резервы могут быть направлены на покупку в IV квартале 2009 года облигаций Международного валютного фонда на 10 млрд долларов.
Как только цитаты из Улюкаева появились на новостных лентах, доллар, с утра уже снижавшийся на Forex, опустился до 1,4142 долларов/евро.
«Первая реакция — они заставили рынок продавать», — говорит Джеффри Фейгенуинтер из BNP Paribas Securities (цитата по Bloomberg).
«Рынок реагирует на русских, доллар продолжает спускаться на все большую глубину», — вторит ему Артур Басс из Newedge USA.
Россия — держатель американских долгов на 138,4 млрд долларов. После заявления Улюкаева долларовый индекс ICE (торгово-взвешенный; против шести валют стран — основных торговых партнеров США) упал на 0,2%, сообщило Bloomberg.
К концу дня тенденция сменилась, как объясняет Николай Подлевских из «Церих кэпитал менеджмента», появились данные по запасам нефти в США — за неделю они снизились на 4,4 млн баррелей, а ожидалось, что будет небольшой рост. Цена на нефть подскочила на 1 доллар за баррель. Доллар к 18.00 МСК был уже возле 1,4 евро.
А российский рынок реагировал не только на заявление Улюкаева, считает дилер банка «Альба альянс» Артем Рощин, но и на сказанные накануне слова председателя правительства Владимира Путина, что укрепление рубля превзошло ожидание властей. Улюкаев вчера добавил к этому, что доллар за 30 рублей лишь заставит ЦБ задуматься, никаких специальных мер приниматься не будет. Рынок понял, что сильно препятствовать укреплению рубля ЦБ пока не будет, продолжает Рощин, и бивалютная корзина на ММВБ за полчаса (с 15.00 до 15.30 МСК) подешевела с 36,59 рубля до 36,51 рубля. Доллар потерял за полчаса 10 коп. и закрылся на уровне 30,86 рубля.
В феврале японская Nikkei со ссылкой на президента ассоциации «Россия» депутата Думы Анатолия Аксакова написала, что российские банки просят правительство оказать давление на иностранных кредиторов, чтобы те реструктурировали долги на 400 млрд долларов. «Это напомнило инвесторам о финансовых проблемах в самой Европе», — говорил тогда стратег ABN Amro Грег Гиббс.
Информация вскоре была опровергнута не только Аксаковым, но и пресс-секретарем Путина и министром финансов Алексеем Кудриным, но на азиатских торгах евро опустился с 1,30 доллара до 1,28 доллара.
В 2003 году сам Улюкаев, тогда замминистра финансов, сообщил, что Россия планирует сократить долю долларов в резервах в пользу евро, и евро вырос на 1%.
Даниил ЖЕЛОБАНОВ