Правительство Москвы объявило во вторник о начале реализации программы «Народный гараж», решив, что без массового сооружения доступных по цене паркингов решить транспортную проблему в столице невозможно. Загвоздка в том, что места на «народной» стоянке вряд ли будут по карману московским автовладельцам.
О хорошо забытых гаражных кооперативах, которые пользовались большой популярностью в советские времена, городские власти вспомнили в 2004 году. Утвержденная тогда правительством Москвы программа «Народный гараж» предполагала сооружение недорогих паркингов за счет самих автовладельцев. Через год инициатива тихо сошла на нет.
«Московские депутаты считают, что гаражная цена сегодня очень выгодна, так как с ростом стоимости недвижимости она вырастет в разы.» Сегодня хорошо забытое старое решили реанимировать. В рамках новой программы в столице в течение 2009 года планируется построить 198 гаражей на 74,8 тыс. машиномест. Общий объем строительных работ составит по городу 2,5 млн квадратных метров, что обойдется в 26,2 млрд рублей. Строить гаражи будут за счет средств граждан, вступивших в программу «Народный гараж». Ожидается, что стоимость одного машиноместа не превысит 350 тыс. рублей. Об этом сообщил мэр Москвы Юрий Лужков.
Эти расценки на «народные» гаражи довольно-таки далеки от народных доходов, тем более, что в самом начале рекламной компании мэрия утверждала, что одно место в этой категории гаражей будет стоить не дороже 3—5 тыс.долларов.
Депутаты Мосгордумы, с которыми газете ВЗГЛЯД удалось обсудить ценовую политику мэрии, в один голос утверждали, что всему виной высокая стоимость городской земли, с чем «никто ничего сделать уже не может». По всей видимости, дешевле 8—10 тыс. долларов машиноместо стоить не будет, говорили они. Некоторые из народных избранников считают, что «цена сегодняшнего дня» очень выгодна, так как с ростом стоимости недвижимости она вырастет в разы.
«Ежегодно в Москве автопарк вырастает на 80—100 тыс. машин, а гаражное строительство отстает. Поэтому мы приняли новое решение: город бесплатно выделяет землю на участках в шаговой доступности от жилья, где строится не бастион с мощным фундаментом, а достаточно легкие конструкции», — сказал во вторник мэр Москвы. Он пояснил, что в настоящее время разработано 18 типовых проектов «народного гаража». По окончании строительных работ гаражи передаются в собственность населения.
В будущем власти города планируют увеличить темпы строительства «народных гаражей» до 165—170 тыс. машиномест в год. Строительство гаражей такими темпами со временем, возможно, позволит полностью решить проблему со стоянками машин в городе, утверждает Юрий Лужков.
Для справки: в Москве сегодня насчитывается около 1,5 млн гаражей. По данным московской ГИБДД, в 2009 году число автомобилей в городе составило более 3,5 млн. По прогнозам ведомства, к 2010 году число московских машин достигнет 4 млн, а к 2015—5 млн.
Учитывая, что все-таки стоимость гаража велика относительно доходов (17 тыс.рублей в месяц в среднем по столице), в городской администрации не исключают, что вскоре для приобретающих гараж будет разработана и кредитная программа на условиях социальной ипотеки, а также с использованием накопительной схемы.
В этом случае москвичи будут покупать место по себестоимости строительства, а город будет частично компенсировать кредитную ставку при оформлении кредита. Размер компенсации станет известен в ближайшее время, подчеркнул источник газеты ВЗГЛЯД в московской мэрии.
Согласно разработкам администрации Москвы, основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении условий хранения автомобиля является наличие у него автомобиля в собственности, осуществление трудовой деятельности и трудоспособными членами его семьи, отсутствие места для хранения машины или наличие места, не приспособленного для ее длительного хранения, а также признание ранее занимаемого машиноместа аварийным или ветхим.
Кроме того, гражданин должен быть жителем Москвы, обязан постоянно проживать по месту регистрации или подачи заявления, и иметь ежемесячный совокупный доход на одного члена семьи, обеспечивающий суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующий своевременное погашение платежей по банковскому кредиту.
Второй вариант приобретения машиноместа — это накопительная схема, т. е. оплата с рассрочкой платежей. Чиновники мэрии утверждают, что в обоих случаях человек вправе рассчитывать на машиноместо в гаражном комплексе, площадью не менее 18 квадратных метров. Также обе схемы предполагают как возможность внесения первоначального взноса (от 10 до 50% от суммы), так и отсутствие его.
«Легкие конструкции», которые сейчас рекламирует мэр Лужков — это в действительности каркас-павильон из труб, разграниченный пластмассовыми перегородками под каждое отдельное место для автомобиля. От гаража осталась только дверь — она будет у каждого своя. Но, фактически, это то же самое место парковки во дворе, но — за деньги.
«Следующим шагом мэрии должен стать запрет на свободную парковку во дворах, чтобы не было возможности избежать приобретения «народного бокса», — сказал ВЗГЛЯДу гендиректор «Агентство информационных технологий» Альберт Бехтерев. — Трудно сказать, чем этот новодел будет лучше признанных безобразными «ракушек», которые в свое время все-таки решили проблему парковки во дворах, причем, стоили они намного дешевле».
Александр АКСЕНОВ