После затишья банки, работающие на Юге, стали активно развивать автокредитование. Рынок подтолкнули программы господдержки, совместные акции банков, производителей и дилеров, предлагающие привлекательные условия для заёмщиков.
Автопром переживает нелёгкие времена — продажи автомобилей в России по итогам 5 месяцев упали на 47%. Как сообщил менеджер по маркетингу и рекламе компании «ЮНА-Моторс» Вадим Сорочинский, если в прошлом году в автосалонах компании в кредит продавалось 50% автомобилей, то теперь лишь 25%. Причин достаточно. Растут цены на автомобили, снизилась покупательская способность населения, автокредиты стали менее доступны
Меньше объём, да больше доля
В банке «Центр-инвест» количество выдаваемых автокредитов снизилось в четыре раза. Как объясняет начальник управления розничного кредитования Сергей Есенский, связано это прежде всего с тем, что программа предполагает установление долгосрочных отношений между банком и клиентом, а в сегодняшних условиях далеко не все клиенты уверены в сохранении собственной платёжеспособности. Тем не менее, автокредитование остаётся одной из самых востребованных программ кредитования населения.
«Объёмы автокредитов уменьшились, но доля их в структуре кредитного портфеля физических лиц увеличилась, — говорит директор управления кредитования частных клиентов Юго-Западного банка Сбербанка России Ирина Гареева. — Так, если в прошлом году она составляла 4—9 процентов объёма выданных кредитов, то в нынешнем — 9—20 процентов. Автокредитование для нас — один из приоритетных продуктов, на него делаем серьёзную ставку». Гендиректор ростовского филиала BSGV Пётр Склифасовский отмечает, что в рамках структуры выдаваемых кредитов можно отметить снижение среднего размера каждого кредита, так как спрос переместился от более дорогих моделей автомобилей к более дешёвым. Наибольшее падение спроса по всей стране отмечается на автомобили класса люкс.
Банки, стремясь иметь качественный кредитный портфель, на время уменьшили объёмы кредитования, ужесточили требования к заёмщикам, повысили ставки, ввели обязательный первоначальный взнос в размере не менее 20% от стоимости автомобиля. Обезопасив себя, они значительно сузили круг потенциальных заёмщиков. В то же время для самих банков именно автокредитование остаётся одной из самых привлекательных услуг — по причине ликвидного залога, страховки, не очень длительных сроков кредита.
«Рынок автокредитования пострадал от продолжающегося экономического кризиса значительно меньше, чем рынок ипотечных кредитов, — отмечает управляющий Ростовским филиалом банка «Возрождение» Яна Гамалей. — Спрос на автокредиты сохраняется в течение всего периода кризисных явлений в экономике. И связано это с тем, что объект такого кредита более универсален: автомобиль по стоимости доступнее, чем квартира, он не требует сложных процедур регистрации и т. д. Кроме того, возникшие в ходе кризиса проблемы автопроизводителей не столь масштабны, как проблемы застройщиков и инвесторов в объекты недвижимости».
Отыгрыш рынка
Банки, сократившие автокредиты в кризисные месяцы, вновь начинают возвращаться к ним. Причём у некоторых финансовых организаций они становятся одним из основных видов потребительского кредитования. Так, на сегодняшний день «Росбанк» получает до 70% прибыли, реализуя именно программы автокредитования, утверждает Аркадий Сороколетов, ведущий специалист кредитного отдела Ростовского филиала «Росбанка». «В связи с нестабильной экономической ситуацией необходимы постоянный контроль и мониторинг рынка, — отмечает
Примечательно, что в таких условиях пришедший в июне на южнороссийский рынок банк «БНП Париба Восток» объявляет автокредитование одним из приоритетных направлений своей деятельности. Президент банка Филипп Дельпаль объясняет это тем, что автокредитование остаётся привлекательным направлением для коммерческих банков как с точки зрения потенциала развития в долгосрочной перспективе, так и с точки зрения доходности. Однако при формировании кредитных продуктов необходимо максимально учитывать риски, которые выросли за кризисный период. Ключевым фактором успеха остаётся способность банков создавать привлекательные кредитные продукты, в которых учтены все потенциальные риски. Для создания подобных продуктов необходимы не только глубокое знание специфики отрасли и наличие профессиональной команды, но и использование современных информационных технологий, а также доступ к стабильному долгосрочному финансированию.
Привлекательность автокредитования для банков в ЮФО не только сохранилась, но и увеличилась, убеждён вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев. «В период развития кризиса некоторые банки отказались от автокредитования, но сейчас они вновь начинают выходить на этот рынок. Борьба между банками идёт не только за автосалоны — при помощи разработки различных спецпрограмм — но и за каждого клиента», — рассказывает
Государственное стимулирование
С целью поддержать автопром и оживить рынок государство выделило 2 млрд рублей для субсидирования кредитов на покупку стоимостью до 350 тысяч рублей. Процентная ставка, подлежащая уплате заёмщиком, определяется как действующая процентная ставка банка за вычетом субсидии, рассчитанной исходя из двух третьих ставки рефинансирования ЦБ РФ. Льготные автокредиты с апреля выдают банки с госучастием — ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк. Юго-Западный банк Сбербанка России за эти два месяца выдал 650 льготных автокредитов на сумму более 119,6 млн рублей, а заявок принято 1112 на сумму 213,9 млн рублей. Автомобили, которые можно купить в рамках госпрограммы, утверждены отдельным перечнем Минпромторга — это весь модельный ряд АвтоВАЗа и выпускаемые в России в рамках промсборки Ford Focus, Fiat Albea, Chevrolet Niva, Renault Logan, Skoda Fabia.
Тем не менее, условия льготных автокредитов нельзя назвать доступными для большинства населения. Предложенная схема кредитования подстегнула спрос в основном на отечественные автомобили, однако машины выбранной клиентом модификации не всегда есть в наличии у дилера, потому порой клиенту приходится ждать
А вот запущенная с 1 июня программа АвтоВАЗа ««Лада-Финанс» — «Лада» в кредит», реализуемая на базе государственной программы субсидирования процентных ставок на покупку автомобилей стоимостью до 350 000 рублей, более интересна. В рамках этой программы АвтоВАЗ компенсирует расходы заёмщика по уплате субсидированной величины процентной ставки за пользование автокредитом до 0% годовых.
При такой схеме кредитования автопроизводителям выгоднее работать с банками, установившими более низкую процентную ставку — ведь тогда на них ложится меньшая нагрузка по компенсации. Ирина Гареева считает заслуживающей внимания схему комбинированного кредитования, когда заёмщику по стандартной схеме автокредитования сроком до 5 лет компенсируется государством 2/3 ставки рефинансирования до конца 2011 года, а дальше он платит уже по ставке кредитного договора.
Участники рынка отмечают, что необходимо расширить рамки господдержки — повысить ценовой порог «льготных» автомобилей с 350 до 600 тысяч рублей. О таких намерениях в конце мая заявил и Минпромторг. Предполагается также снизить первоначальный взнос по кредиту с 30 до 15%. Какие именно автомобили попадут под действие новой программы, пока не определено. Но возможно, что её действие распространится на некоторые иномарки, собранные в России, в частности, тагазовские Hyundai Accent и Tagaz С-100. К участию в программе планируется допустить и большее число банков. Наталья Грибкова, глава регионального центра «Южный» «Райффайзенбанка», отмечает, что для коммерческих банков эта программа была бы также интересна. А пока что, отмечают участники рынка, такие программы хотя и востребованы, но кардинальным образом общую картину они не меняют.
Можно и без государства
Чтобы привлечь покупателей, автопроизводители совместно с банками предлагают специальные кредитные программы, по которым процентная ставка гораздо ниже обычной, — вплоть до 2,9% годовых. «Автокредитование для нашего банка не только сохранило свою привлекательность, но и является одним из приоритетных кредитных продуктов в рыночных перспективах, — отмечает Михаил Воронько, руководитель департамента маркетинга и контроля качества БАНКА УРАЛСИБ. — Мы намерены развивать автокредит за счёт создания стимулирующих спрос программ совместно с автопроизводителями. Эти программы позволяют взять кредит под минимальный процент». Правда, такие проценты возможны лишь при небольшом сроке кредитования — 1—2 года и значительном первоначальном взносе — 40—70%.
Если год назад процентные ставки по автокредитам были одними из самых низких в кредитовании физических лиц — 7—15% годовых, то сегодня у большинства банков они достигают 23—28%, а у некоторых доходят до 30%. Впрочем, отдельные основные игроки держат ставку в 15—17% годовых. Определённую конкуренцию при покупке автомобилей бизнес-класса и премиум-класса составляют продажи в кредит через собственные финансовые структуры автопроизводителей — кэптивные банки: Тойота Банк, Даймлер Крайслер, BMW. Как сообщила менеджер по кредитованию компании «Армада», официального дилера BMW в Ростове, Наталья Бойко, BMW Bank предлагает покупателям собственный кредитный продукт BMW Financial Services. Кредитная программа рассчитана на срок до семи лет. Первоначальный взнос составляет не менее 25% от стоимости автомобиля. Процентная ставка в зависимости от срока кредита составляет 9—12%, валюта кредита — доллары США или евро. Для любителей этой марки машин программа кредитования весьма привлекательна: соотношение продаж в кредит и за наличные здесь, как в докризисные времена, 50/50.
По мнению большинства участников рынка, в ближайшее время большая часть кредитов будет оформляться по партнёрским программам автосалонов и банков либо в рамках программ господдержки.
«Базовая потребность человека иметь автомобиль не исчезла, — убеждён руководитель Ростовского филиала «Кредит март» Антон Насонов. — Рано или поздно банки найдут возможность удовлетворить имеющийся спрос. Возможно, оживление на этом рынке произойдёт уже нынешней осенью или в начале следующего года».
При этом Аркадий Сороколетов считает вероятным небольшое снижение процентных ставок по всем банковским продуктам. Центральный банк подал сигнал, в третий раз снизив ставку рефинансирования на полпроцента. В скором времени коммерческие банки последуют его примеру. Коррекция ожидается в 1—2%. А Пётр Склифасовский уверен, что гораздо большее влияние на условия автокредитов окажет конкурентная среда — сегодня ситуация на рынке очень нестабильна, разброс ставок по разным банкам достигает 8—10%.
Наталья БУРДЫКОВА