Адвокат просил для старика 12 лет тюрьмы, но прокурор настаивал на 150. Интригу процессу добавила американская Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), которая незадолго до этого отказалась от своей части обвинений. Но судью это не убедило.
Честный обманщик
Все финансисты мира вздрогнули, когда 11 декабря 2008 года ФБР арестовало одного из крупнейших американских управляющих — Бернарда Мэдоффа. Испугаться было от чего. Следователи заявили, что вкладчики компании Bernard L. Madoff Investment Securities были обмануты — у фирмы нет денег, чтобы рассчитаться с клиентами. Речь шла о сумме $65 млрд.
Самым невероятным было то, что Мэдофф совершенно спокойно собирал деньги с инвесторов со всего мира как минимум 30 лет. И за это время никто из вкладчиков или контролирующих органов ничего странного не заметил.
Бернард Мэдофф основал свою компанию еще в 1960 году на честно заработанные $5 тыс. Занималась компания инвестиционными и брокерскими услугами. Вершиной его карьеры стало участие в создании в 1971 году крупнейшей биржевой системы в мире — NASDAQ. В 1990-х уже очень заслуженный финансист Мэдофф был председателем совета директоров биржи. Как теперь выясняется, все это было лишь способом привлекать клиентов.
Работал с ними Бернард действительно очень профессионально. Его финансовые услуги предлагались им лично, по рекомендации лиц высшего света и самых влиятельных представителей еврейской диаспоры. «Только для своих» он гарантировал твердый доход как минимум в 10—12% годовых, но иногда доходил до 46%. Для развитых экономик вроде США и Западной Европы, где инфляция не превышает 3% в год, это просто сказочные цифры. И тем не менее прожженные капиталисты ловились на эту удочку на протяжении десятков лет. Почему?
Все просто — Мэдофф всегда платил. Уже в ходе расследования выяснилось, что у Bernard L. Madoff Investment Securities не было никаких активов вообще — Мэдофф держал все средства в банках, покупая какие-нибудь акции лишь накануне проверок, и то ненадолго. Он просто выплачивал прибыль, когда его просили, с этих принесенных денег. Но на бумаге прибыли были так велики, что инвесторы никогда не забирали из пирамиды много.
Всего через руки Мэдоффа прошло около $170 млрд. Собирал он их со всего света. Через Bernard L. Madoff Investment Securities деньги могла потерять королевская семья Нидерландов. Испанский банк Santander потерял $3 млрд, французские Natexis и BNP Paribas — $605 млн и $460 млн соответственно, шотландский Royal Bank of Scotland — $400 млн, японский банк Nomura — $301 млн.
В стране слепых и кривой король
Но как же все эти годы Бернард Мэдофф прятал эту огромную гору денег от контролирующих органов? Этого не может объяснить никто. Сейчас выясняется, что американские компетентные органы проверяли Bernard L. Madoff Investment Securities как минимум трижды. Но не увидели ничего подозрительного. Хотя еще в 1992 году финансист весьма честно ответил на вопрос о том, куда он инвестирует деньги клиентов.
— Мы никогда этого не изучали и не пытались проанализировать. Но работа с такой дилерской сетью, как наша, оказывается чрезвычайно продуктивной, — признался он.
Конец у семейного бизнеса Мэдоффа получился совсем смазанный. Накануне ареста на Бернарда донесли в ФБР два его сына — Марк и Эндрю. Как они рассказали, в этот день отец заявил им, что клиенты
Хотя именно в это поверить трудно. Куда более реальным выглядит предположение, что на семейном совете было решено обойтись «минимальными жертвами». И всю вину на себя взял Бернард, которому нечего было терять, кроме своих долгов.
Отнять и запретить
Суд уже успел наложить арест не только на квартиры, дома и яхты самого Мэдоффа, но и на $80 млн его жены и большую часть имущества его сыновей. Самого главу семейства держат в его доме под домашним арестом в специальных электронных кандалах.
Но и здесь он предпринял попытку вывернуться. 16 июня SEC подписала с ним очень хитрое соглашение. Со своей стороны, Мэдофф признавал свою вину, а комиссия в ответ снимала с него все обвинения. В итоге гражданское дело против мошенника было закрыто. Единственное — Бернарду запретили заниматься любой инвестиционной деятельностью, включая раздачу советов.
Правда, от уголовного преследования это его не освободило, и Мэдоффу грозит от 12 до 150 лет тюрьмы.
Почему у нас не дают «пожизненное»?
На этот вопрос отвечает юрист Сергей Шевченко:
— Российская юридическая практика сильно отличается от американской. Во-первых, у нас очень сложно квалифицировать такого рода деятельность, как мошенничество. Поэтому и сроки заключения часто условные. Во-вторых, компенсацию востребовать еще сложнее.
Говоря юридическим языком, это не обман, а взаимное заблуждение сторон. Поэтому фраза «финансовая пирамида» используется журналистами, а с точки зрения нашего гражданского права — это форма предпринимательства.
А вот в применяемом в США англосаксонском праве, где все построено на прецедентах, все гораздо проще. Первых создателей пирамид там наказывали еще сотни лет назад. Тем более что Мэдофф сам признал свою вину.
Где сейчас основатели российских пирамид
Сергей Мавроди, МММ
В 1992—1995 годах обманул около 50 млн россиян. Их потери составили 100 трлн неденоминированных рублей. В апреле 2007 года суд приговорил его к 4,5 года лишения свободы и 10 тыс. рублей штрафа. К тому моменту Мавроди уже успел отсидеть в СИЗО почти весь назначенный срок и вскоре вышел на свободу. Сейчас официально безработный. В этом году записал песню «Горе — не беда».
Лев Константинов, «Хопер-Инвест»
С 1992 по 1994 год получил от 4 млн своих клиентов около 2 млрд неденоминированных рублей. В 1996-м бежал
Валентина Соловьева, ИЧП «Властилина»
В 1993—1994 годах получила 5 трлн неденоминированных рублей от 32 своих вкладчиков (включая поп-диву Аллу Пугачеву). В 1999 году Соловьеву приговорили к 7 годам колонии строгого режима. Но уже через полтора года ее выпустили условно-досрочно. Продолжает создавать мошеннические схемы. Последний раз попалась в 2005 году на афере по продаже автомашин «почти задаром».
Мария Францева, банк «Чара»
В 1993—1994 годах собрала с 60 тыс. клиентов около 500 млрд неденоминированных рублей. Задержали ее только в 1996 году, после чего она два года провела в СИЗО. Впоследствии она спокойно продолжила тратить «заработанные» деньги. Например, была завсегдатаем московских антикварных салонов. В 2008 году присвоила картину, за что получила 6 лет — но опять лишь условно.
Сергей Грузин и Александр Саломадин, «Русский дом селенга»
В 1992—1994 годах получили от 2,4 млн вкладчиков 14 трлн неденоминированных рублей. По приговору суда получили девять лет колонии, но отсидели только 3,5 года — в июле 2001-го их выпустили за хорошее поведение. Продолжают заниматься бизнесом.
Павел АРАБОВ