На автозаправках после полугодового затишья снова растут цены на бензин. Повод традиционный. Цена на нефть, мол, сильно выросла за последние несколько месяцев — пора автолюбителям и честь знать. Но есть ли реальные причины для такого повышения? Ведь даже когда нефть подешевела на 80%, цены на бензин снизились лишь на 20%. Авиакеросин упал в стоимости более чем на треть, но авиабилеты ничуть не подешевели. Крупные компании опять разводят простых потребителей на деньги?
Горючее бьет по карману
— Мы нефтяным компаниям и суду просто покажем, как они пересматривали цены в период растущих цен на нефть, — бушевал на днях глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. — И как не падала стоимость бензина, когда нефть стала дешеветь. Очень наглядные графики. Ясно, что это были злоупотребление и попытки поживиться за счет потребителя.
Еще в начале года в интервью «КП» глава ФАС говорил, что справедливая цена бензина в России — в среднем 11 рублей за литр. Но до этого уровня она так и не опустилась. А теперь снова стала расти. Лишь за третью неделю июля цены на горючее прибавили 1%. В среднем по стране 92-й бензин стоит 21,2 рубля, а 95-й — 22,8 рубля. Для сравнения: летом 2005 года, когда цена на нефть была примерно такой же, как и сейчас, 92-й бензин в среднем по стране стоил 16,8 рубля, а 95-й — 18 рублей. Почему такие диспропорции?
Эксперты объясняют это общей инфляцией в стране — в среднем по 10% в год. Кроме того, доля нефти в общей стоимости бензина невелика — почти 60% приходится на налоги и акцизы (см. график), поэтому точно следовать за изменениями цены на «черное золото» на автозаправках не могут. Как не могут нефтяные компании и сэкономить ни на налогах, ни на тарифах.
— Прикол в чем. Вы можете заставить нефтяников снизить цены, — говорит Максим Шеин, глава аналитического отдела инвестиционной компании «Брокеркредитсервис». — Но что они будут делать? Станут добывать меньше нефти или пускать больше на экспорт. В итоге получим дефицит бензина. Другой вопрос: куда ФАС смотрела, когда разрешила «Роснефти» скупить все нефтеперерабатывающие заводы в Сибири и на Дальнем Востоке? Да и в Центральной части ситуация с конкуренцией не лучше.
Высокие цены на бензин в России — это последствие. А причина в том, что в нашей стране нет конкуренции: работают всего 9 нефтяных компаний, которым принадлежат все 28 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Для сравнения: в США действуют почти 200 НПЗ, работающих по новых технологиям и реально конкурирующих друг с другом. Поэтому, как объясняют эксперты, деваться большинству российских заправок, которые работают независимо от нефтяных компаний, некуда. Привезли им бензовоз по определенной цене — приходится покупать.
— Оптовые цены на 92-й бензин с начала года выросли на 135%, а на 95-й — на 55%, — говорит Виталий Крюков, аналитик ИФД «КапиталЪ». — При этом розничные прибавили всего 10%.
Объяснение простое: снижать цены и повышать свою эффективность нефтяным компаниям, владеющим НПЗ, нет смысла, ведь бензин и так расхватывают на ура. Конечно, если бы не ФАС, то повышение было бы куда больше. Но насколько такая мера ручного регулирования нужна?
— Должна быть эффективная политика государства, а не угрозы и регулирование цен, — считает Максим Шеин. — Снизьте налоги, не повышайте на 20% в год тарифы на прокачку нефти — вот цены на заправках и станут ниже. У нас неэффективное налогообложение: легко сидеть и пошлины выставлять, это и ребенок сможет. Нужно налоги рассчитывать, исходя из себестоимости нефти, а не спекулятивной мировой цены, и стимулировать компании строить новые НПЗ.
Тем не менее, сколько бы наши нефтяники ни прибеднялись, список «Форбс» наглядно показывает, сколько они зарабатывают и на сколько могли бы быть ниже цены на российских автозаправках. Тем более что себе в убыток нефтяники еще никогда не работали.
В небе запахло керосином
Изменения цены на нефть побудили ФАС еще к одному расследованию. Напомним, в прошлом году
— Цены на авиакеросин упали более чем на 30%, — говорит Игорь Артемьев. — Мы знаем, что 40% от цены билета составляет стоимость авиакеросина, поэтому логично было бы, если бы цена на билет снизилась примерно на 15%. Но этого не произошло.
— В прошлом году рост цен на керосин подтолкнул большинство авиакомпаний к покупке более экономичных иностранных самолетов, — объясняет Олег Пантелеев, начальник аналитического отдела отраслевого агентства «АвиаПорт». — Теперь им надо отбить инвестиции и покрыть убытки. Но даже в хорошие годы рентабельность авиационного бизнеса не превышает 3—4%
Конечно, бизнес есть бизнес. Понять и авиаторов, и нефтяников можно. В кризис всем сложно, а зарабатывать хочется, как прежде. Но хитрость их тоже видна невооруженным взглядом. Самый свежий пример — в июле оптовые цены на керосин выросли на 10%. Авиакомпании отреагировали мгновенно: повысили расценки на билеты, а вместе с ними подорожали и турпутевки, столь популярные в летнее время, — в среднем на 30—50 долларов. А вот стоило цене в начале этого года упасть — столь молниеносной реакции почему-то не было. Так почему же мы должны переплачивать за билеты? Тем более когда многим из россиян сократили зарплату, но съездить в отпуск им все равно хочется.
Да и о какой справедливой цене на билет может идти речь, когда слетать в Европу или даже в Юго-Восточную Азию гораздо дешевле, чем на Урал?! Конечно, вместо того чтобы заниматься снижением издержек, российским компаниям гораздо проще залезть в карман к потребителю. Тем более что выбора у него практически нет. Во многие российские города можно попасть лишь транзитом через Москву или самолетами одной — максимум двух авиакомпаний.
— Такое ощущение, что авиакомпании держат нас за людей, которых доить надо, — считает Игорь Артемьев.
В ближайшее время и нефтяники, и авиаторы будут объяснять ФАС, почему цены на бензин и авиабилеты не снижаются. Посмотрим, что из этого получится.
Евгений БЕЛЯКОВ