Совет директоров концерна General Motors (GM) и власти Германии согласовали продажу Adam Opel Gmbh канадской компании Magna International, которая выступает совместно с российскими партнерами — Сбербанком и группой ГАЗ. Ожидается, что сделка будет заключена в течение ближайших недель, однако сторонам еще предстоит согласовать ряд серьезных вопросов, в том числе связанных с передачей новым владельцам компании передовых технологий Opel. Президент Сбербанка Герман Греф отмечает, что сделка по своей структуре беспрецедентно сложна. А источники РБК daily в группе ГАЗ в свою очередь говорят, что на их производственную площадку специалисты Opel уже приезжали.
Консорциум Magna и Сбербанка должен получить 55% активов Opel, в то время как GM сохранит за собой 35%, а оставшиеся 10% перейдут по новому трудовому соглашению к сотрудникам немецкого автопроизводителя. Ожидается, что совокупный размер инвестиций в акционерный капитал Opel составит 500 млн евро, включая 350 млн евро прямых инвестиций. После покупки консорциум Magna и Сбербанка намерен получить от правительства Германии льготный кредит на поддержку текущей деятельности Opel.
Решение о продаже Opel совет директоров GM принял по итогам двухдневного заседания, состоявшегося во вторник-среду. В заявлении президента и генерального директора GM Фритца Хендорсона отмечается, что среди требующих согласования вопросов остаются конкретная сумма кредитной поддержки Opel со стороны правительства Германии и документальное подтверждение согласия на сделку немецких профсоюзов. В заявлении Германа Грефа говорится: «Данное решение далось очень непросто — и компании General Motors, и нам. Это были очень непростые переговоры, сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях — это документ свыше 1000 страниц. И говорить о том, что принято окончательное решение, рано. Это пока очень важный, промежуточный этап сделки».
На покупку Opel также претендовала бельгийская инвестиционная компания RHJ International, однако условия канадско-российского консорциума больше устроили не столько GM, сколько немецкое правительство и профсоюзы — для них было крайне важно сохранить как можно больше рабочих мест на предприятиях Opel в Европе. Не исключено, что именно давление со стороны Берлина и сыграло решающую роль в принятии решения руководством GM. На этой неделе немецкие профсоюзы пригрозили, что начнут забастовки на заводах Opel, если GM решит оставить контроль над компанией за собой или же продаст ее RHJ — оба варианта профсоюзы расценили как «худшие» с точки зрения интересов рабочих. «
Вместе с тем аналитики отмечают, что разрешены далеко не все вопросы по передаче консорциуму Magna и Сбербанка технологий Opel. Возможно, по причине наличия ряда серьезных несогласованных вопросов сами участники сделки пока проявляют осторожность в публичных оценках. Так, в российском представительстве Magna комментировать решение совета директоров GM отказались.
«Похоже, что основное беспокойство GM состоит в необходимости делиться интеллектуальной собственностью с конкурентами. Эти опасения все еще на повестке дня, и детали ограничений, которые будут наложены на компанию Magna, еще окончательно не определены», — сказал РБК daily аналитик IHS Global Insight Брюс Харрисон. «Наличие в качестве партнера Magna, в чьих руках контрольный пакет Opel, создает для GM немало проблем, связанных со стратегией, защитой интеллектуальной собственности и будущего развития. Не исключено, что именно переговоры по данным проблемам затянули выбор покупателя, — сказал РБК daily директор Института транспорта при Мичиганском университете Брюс Белзовски. — Еще одной причиной долгих размышлений могло стать намерение GM в дальнейшем выкупить обратно контрольный пакет Opel (если бы компания стала приносить прибыль) — а это было бы легче сделать при продаже компании в руки RHJ».
Что же касается российского автопрома, то он давно нацелен на сделку и с нетерпением ожидает новые технологии. Источник РБК daily, близкий к группе ГАЗ, отметил, что специалисты Opel уже приезжали на производственную площадку, провели аудит и сертификацию мощностей и остались довольны результатом: «ГАЗ готов к выпуску моделей Opel и замер в ожидании».
Владимир ПАВЛОВ, Даниил ШАБАШОВ