По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию во втором квартале текущего года прекратилось падение ВВП в тридцати индустриальных странах мира. Это является прямым доказательством того, что их экономики встали на путь оживления. Заключение экспертов ОЭСР совпадает с выводами, сделанными их коллегами из Международного валютного фонда.
Сказанное не относится к России. Российская экономика за полугодие сократилась на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Это значительно больше, чем в развитых странах. Кроме того, в июне Россия отметилась и самой большой инфляцией −11,9% в годовом исчислении, объем промышленного производства упал на 14,9%. Хуже всего, что поступления иностранных инвестиций в Россию составили 32,2 млрд. долларов США, что на 30,9% меньше чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем прямых инвестиций уменьшился до 6,09 млрд. долларов или на 45%. Всего за январь — июнь 2009 года в экономику пришло 32,2 млрд. долларов, погашено было 31,8 млрд. долл. Таким образом, баланс погашенных и пришедших инвестиций в первом полугодии получился практически нулевым.
Справка КМ.RU: Две трети россиян считают, что страна еще не вышла из экономического кризиса, показал опрос Фонда общественного мнения (ФОМ). Более того, 38% жителей страны ждут осенью наступления второй волны, хотя на днях руководство России заявило о признаках улучшения в экономике, а Минэкономразвития РФ улучшило макропрогнозы на ближайшие три года, сообщает Reuters. Согласно опросу, только 12% россиян считают, что кризис завершился, а в наступление второй волны не верит 19% опрошенных. При этом большинство респондентов ФОМ, отвечавших на вопрос о возможности второй волны (43%), вообще отказались прогнозировать ситуацию.
Несмотря на это экономический блок правительства смотрит в будущее с оптимизмом «Спад в экономике России закончился»,— заявил замглавы минэкономразвития Андрей Клепач. ВВП России в июле вырос на 0,5 процента по сравнению с июньским показателем, и это, по мнению Андрея Клепача, позволяет сделать вывод, что экономика «переходит к фазе оживления».
Мнение замминистра совпадает с мнением западных аналитиков. Эксперты Bank of America Securities — Merrill Lynch полагают, что российская экономика миновала свое дно летом и дальнейшего падения не предвидится. По расчетам зарубежных аналитиков, небольшой рост в российской экономике наступит уже в 2010 году — на 2,4%.
Сходство российской экономической ситуации с обстановкой в большинстве развитых стран имеет место только в политической риторике. Дело в том, что в этих странах боролись с причиной кризиса и добились успеха — падение завершилось, начался рост. Экономики Китая и Индии до 7—8%, в Европе 4—5%, даже Япония оправилась от серьезного падения и перешла к 3—4% росту. В этих странах последовательно снижалась ставка рефинансирования национального валютного регулятора, что делало более доступным кредитование коммерческих банков, наращивание денежной массы и соответственно давало реальному сектору возможность наращивать свои оборотные фонды.
Финансовый кризис потому и «финансовый», что его природа состоит в резком дефиците денежных средств, как в балансах отдельных хозяйствующих субъектов, так и в национальных экономиках. Эти государства, как видим успешно, преодолевали денежный дефицит. В это же самое время финасово-экономический блок правительства России упорно продолжая свою либерально-монетаристскую линию, держал ставку рефинансирования Центробанка на уровне 12—13%, что более чем в десять раз превышает сегодняшние ставки рефинансирования других стран. Объяснялось это необходимостью борьбы с оттоком капитала, хотя для этих целей существуют другие, независимые методы и инструменты, вероятно неизвестные российским либералам.
Одновременно с этим Центробанк следуя все тем же догматам монетаризма, продолжал сокращать объем денежной массы в стране. Коэффициент монетизации в России итак в 5—6 раз ниже чем в наиболее кризисоустойчивых мировых экономиках. До кризиса он составлял порядка 30% ВВП, а с началом кризиса стал снижаться. Образно говоря, пожар в виде кризиса заливался не водой, а керосином в виде сокращения денежных средств.
В результате доступность кредитов снизилась, объемы инвестиции падали и продолжают падать очень серьезными темпами. Инвестиции в основной капитал по сравнению с 2008 годом снизились на 21%. Любому аналитику понятно, что в такой ситуации, экономически рост может быть либо дутым за счет ценовых эффектов (отчасти этому способствовал незначительный рост цены нефти), либо сфабрикованным путем статистических манипуляций. Например, 0,5% роста ВВП, по сравнению с предыдущим месяцем, которые в минэкономразвития выдают за признак оздоровления экономики, на самом деле не говорят ни о чем, кроме снижения темпа спада (ибо более показательно сравнение с июнем прошлого года).
Самое пагубное при этом, что причины, вызвавшие такую уязвимость российской экономики не только не ликвидировались, а усугублялись. Объективный и непредвзятый анализ текущей ситуации говорит о том, что если либерально-монетаристская линия не претерпит изменений или цены на экспортируемые углеводороды, каким-то чудом не возрастут, то о фазе оживления экономики мы сможем только мечтать. И падение инвестиций за первые два квартала, программирует дальнейшее стагнирование, а вовсе не оживление.
Степан СУЛАКШИН