Судебная практика по признанию проблемных банков банкротами становится неоднозначной — суд уже второй раз поставил под сомнение компетентность Банка России при выявлении у банков признаков банкротства. Вслед за Тюменьэнергобанком перепроверка финансового состояния на момент отзыва лицензии назначена в отношении Поволжского Немецкого Банка (ПНБ). Правомерность выводов ЦБ впервые поручено оценивать правоохранительным органам — они проведут анализ финансового положения банка.
Лицензия у ПНБ была отозвана 6 мая. Заявление ГУ ЦБ по Саратовской области о банкротстве банка суд зарегистрировал 18 мая. С тех пор дело слушалось много раз, однако так и не было рассмотрено по существу. 27 августа собственники ПНБ заявили ходатайство о проведении экспертизы финансового состояния банка на момент отзыва лицензии.
Вчера суд удовлетворил ходатайство собственников ПНБ о проведении финансовой экспертизы. «Суд назначил финансово-аналитическую экспертизу на предмет выявления достаточности (недостаточности) имущества ЗАО «Поволжский Немецкий Банк» для удовлетворения требований кредиторов»,— сообщили в пресс-службе ГУ ЦБ по Саратовской области. По словам собеседника издания, проведение экспертизы поручено экспертной структуре ГУВД по Саратовской области. Кандидатуру эксперта, предложенную собственниками ПНБ, суд отклонил. На время проведения экспертизы, которая займет до двух месяцев, дело о банкротстве банка приостановлено.
В практике признания банков банкротами это уже второй случай, когда суд фактически подвергает сомнению компетентность Банка России при выявлении у банка признаков банкротства. При этом правоохранительные органы до сих пор не привлекались к перепроверке выводов о финансовой несостоятельности банка, сделанных регулятором.
Начало такой практике положили собственники Тюменьэнергобанка (лицензия отозвана 3 декабря 2008 года). В марте суд удовлетворил их ходатайство о проведении независимой экспертизы финансового состояния банка на момент отзыва лицензии. На оспаривание этого решения суда у регулятора ушло около четырех месяцев. В результате банк был признан банкротом только спустя рекордные шесть месяцев после подачи соответствующего заявления, хотя обычно эта процедура не занимает более двух месяцев. По мнению юристов и представителей конкурсного управляющего Тюменьэнергобанком в лице Агентства по страхованию вкладов, это позволило собственникам банка глубже спрятать выведенные перед отзывом лицензии активы и серьезно затруднило возврат денег кредиторам.
Вчерашнее решение саратовского арбитража, похоже, стало для Банка России неприятным сюрпризом. Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов сообщил, что свою позицию относительно вчерашнего решения суда Банк России выработает после получения судебного определения. Реакция собственников банка на вчерашнее решение суда осталась неизвестной. Человек, ответивший по мобильному телефону одного из них — Виктора Шмидта, услышав вопрос корреспондента, сообщил, что «не имеет отношения к собственникам банка», и сразу же повесил трубку. Связаться с другим акционером банка, Геннадием Шмидтом, вчера не удалось.
Опрошенные юристы крайне удивлены вчерашним решением суда. «Экспертиза назначается судом для разрешения вопросов, находящихся вне его профессиональной компетенции,— говорит партнер адвокатского бюро «Партнерство правовой помощи» Сергей Романов.— Ответ на вопрос, есть ли у банка признаки несостоятельности или нет, по законодательству суд должен дать сам». По мнению господина Романова, назначение такой экспертизы является подменой функций суда. «С точки зрения интересов правосудия такая практика является негативной,— считает господин Романов.— Отдавая разрешение данного вопроса на сторону, правосудие делится компетенцией с органами, к нему не относящимися».
Отдельные вопросы вызвала кандидатура эксперта, назначенного судом. «Я очень сильно сомневаюсь, что любые подразделения милиции на периферии в состоянии провести финансовый анализ состояния банка»,— указывает конкурсный управляющий банка «Диалог-Оптим» Андрей Сергеев.
В пресс-службе ГУВД по Саратовской области не стали комментировать решение суда, заметив только, что в отношении Поволжского Немецкого Банка «поступят в соответствии с действующим законодательством». Напомним, что в настоящее время ГУВД по Саратовской области расследует уголовное дело, возбужденное в отношении Геннадия Шмидта за злоупотребление полномочиями. По версии следствия, речь идет о реализации около 3 тыс. кв. м принадлежавших банку помещений по заниженной цене — за 10 млн руб.
По мнению господина Сергеева, рано или поздно ЦБ удастся оспорить решение суда о проведении экспертизы. Правда, за время спора собственники банка, учитывая, что его банкротство после вчерашнего решения затягивается уже больше чем на шесть месяцев, имеют все шансы установить новый рекорд по срокам начала расчетов с кредиторами.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Татьяна НИКИТИНА