Создание российской национальной платежной системы должно быть ускорено и получить законодательную базу до конца года. Ее хотят создавать на основе существующих российских систем — для снижения зависимости российского рынка от иностранных игроков, решили разработчики законопроекта во главе с Минфином и ЦБ. При этом ведущие российские игроки на этом рынке в отсутствие гарантированной господдержки не готовы стать основателями общенациональной карточной системы. А MasterCard, изъявившая такое желание, не подходит по политическим причинам.
Законопроект «О национальной платежной системе» должен быть внесен в правительство в ноябре и принят до конца года, решили в пятницу участники рабочей группы, занимающейся разработкой российской национальной системы платежных карт. На международной конференции «Банковские карты: эффективный бизнес» представители ЦБ, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), российских и международных платежных систем и Ассоциации российских членов Europay (АРЧЕ), входящие в группу, также определили критерии, которым должна соответствовать платежная система, претендующая на статус общенациональной. По мысли разработчиков законопроекта, такая система прежде всего должна строиться на базе уже работающих российских платежных систем, имеющих в России расчетно-процессинговые центры.
Первая попытка создания в России национальной платежной системы была предпринята в 1993 году. Рабочая группа под руководством начальника управления ценных бумаг Банка России Андрея Козлова на деньги TACIS (программы Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ) взялась за разработку концепции платежной системы, тогда на финансирование проекта предполагалось затратить $5 млн. В 1994 году идею подхватил заместитель начальника ГУ ЦБ по Москве Александр Алехно. Безуспешные попытки создать национальную платежную систему в 1990-е годы предпринимали Александр Смоленский на базе «СТБ-карт», Олег Бойко на базе «Олби-Дипломат», братья Наумовы на базе «Юнион Кард». В 2005 году ЦБ заявлял, что общенациональная платежная система будет создаваться на базе системы Сбербанка «Сберкарт». Для привлечения в систему новых банков в 2008 году Сбербанк переименовал «Сберкарт» в Объединенную российскую платежную систему (ОРПС).
Крупнейшими игроками российского рынка являются международные платежные системы Visa и MasterCard, на них приходится более 85% всех карт и операций по ним. Тема снижения зависимости России от международных систем актуализируется в период кризисов. Так, Visa с 17 августа по 28 октября 1998 года приостановила проведение операций в России по снятию наличных. Рост влияния международных платежных систем на российский рынок несет в себе угрозу национальному суверенитету, считает представитель РСПП Александр Алехна.
Кроме российской регистрации члены рабочей группы определили еще ряд критериев отбора платежной системы, которая сможет претендовать на статус общенациональной. В частности, система должна будет работать с микропроцессорными картами (с дублирующей магнитной полосой) и ее карты должны будут иметь социальные приложения.
Помимо международных в России действует около 20 платежных систем, большинство мелкие, лидерами рынка являются ОРПС и «Золотая корона» (доли рынка — примерно 3% и 5% соответственно). Именно эти две системы разработчики законопроекта считают главными претендентами на роль общенациональных.
Однако руководители этих систем не горят желанием становиться единоличными организаторами общенациональной системы. «Национальная система платежных карт просто не состоится без международных участников»,— считает президент ОРПС Юрий Ананьев. На 1 сентября Сбербанком эмитировано более 35,4 млн карт, из них на карты ОРПС приходится всего 3,5 млн карт, остальные — Visa и MasterCard. «Российский карточный рынок уже сформирован на базе Visa и MasterCard»,— соглашается представитель «Золотой короны» Мария Михайлова. «Механизмы и возможность мер государственной поддержки исходя из сегодняшней редакции законопроекта неочевидны, а затраты на такой проект колоссальны»,— поясняет позицию представителей платежных систем президент АРЧЕ Андрей Королев. В существующей на данный момент версии законопроекте «О национальной платежной системе» говорится, что для финансирования национальной платежной системы возможно «привлечение средств из федерального бюджета», но ни формы, ни объемы господдержки не уточняются.
Желание участвовать в построении национальной системы уже высказал глава представительства MasterCard Europe в России Илья Рябый. «Формально мы не соответствуем только одному из заявленных требований, а именно быть резидентом РФ, иметь здесь расчетный центр,— сказал господин Рябый,— но если это единственное препятствие, мы готовы зарегистрировать юридическое лицо в России и создать здесь расчетно-процессинговый центр». В российском представительстве Visa в пятницу не смогли прокомментировать этот вопрос.
Построение национальной платежной системы с участием международных игроков потребует значительно меньших затрат, но такое решение не отвечает политическим задачам, поставленным перед разработчиками проекта, считают эксперты. «Очевидно, что данная задача поставлена перед разработчиками проекта государством, экономических предпосылок для нее в настоящий момент нет,— полагает господин Королев,— российская карточная система давно сложилась и функционирует». «Этот проект — часть амбициозного плана по превращению России в мировой финансовый центр,— полагает директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян,— для его реализации необходима собственная платежная система, которая должна быть создана российскими игроками».
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА