На прошлой неделе об окончании рецессии практически одновременно объявили представители как российских, так и зарубежных финансовых властей. Фондовые рынки решили им поверить, ввергнув частных инвесторов в недоумение, то ли принять участие в этом празднике жизни, то ли пожалеть о том, что опоздал к раздаче, и надеяться на худшее.
Марш энтузиастов
Об очередном конце рецессии в России торжественно объявил первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов. Выступая 16 сентября в Госдуме в рамках «правительственного часа», который был посвящен отчету о ходе реализации антикризисных мер, чиновник заявил: «Наши статистические ведомства в последнее время сообщают о том, что острая фаза кризиса в России позади. Мы в этом уверены. Последние данные свидетельствуют о том, что медленное, постепенное, осторожное восстановление начинается».
Факт начала восстановления российской экономики подтверждается и реальными действиями властей в финансовой сфере. А именно значительным сокращением объемов использования госрезервов, о чем заявил 15 сентября вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. «Фонд национального благосостояния будет использован в 2010 году в размере 58,4 млрд руб против планировавшихся ранее 681 млрд руб.»,— сообщил он на брифинге по окончании заседания правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.
На самом же заседании премьер-министр Владимир Путин объявил о сокращении прогноза бюджетного дефицита: «В 2010 году дефицит бюджета составит 2,9 трлн руб., или 6,8% ВВП, то есть он будет примерно на 1% ВВП меньше, чем в текущем, 2009 году». Напомним, ранее прогноз правительства по дефициту бюджета на 2010 год составлял 7,9—8% ВВП.
О пересмотре макроэкономических прогнозов в сторону улучшения заявил 16 сентября и замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач: «Рост ВВП в 2011—2012 годах может составлять 5—6% ежегодно. В 2012 году мы, возможно, компенсируем провал, который возник в кризис, и выйдем на уровень 2008 года». Ранее в Минэкономразвития планировали рост ВВП в 2011 году на 2,6, а в 2012-м — на 3,8%.
Российский фондовый рынок не мог противостоять мощному потоку позитивных сигналов. За период с 7 по 16 сентября индекс РТС вырос на 14%. А с середины июля, когда наметились первые признаки улучшения, индекс РТС прибавил 43,9%. Не отставал и индекс ММВБ, который с середины июля вырос на 36,6%, с начала сентября прибавил 10,2%, а 16 сентября обновил годовой максимум — 1217,67 пункта. На таком уровне рублевые цены на российские акции в последний раз были 8 сентября прошлого года.
Западные мотивы
На мировых рынках тоже продолжается ралли. Так, с середины июля индекс Dow Jones IA вырос на 19%, достигнув 15 сентября 9699,73 пункта. За аналогичный период индекс S&P 500 вырос на 20%, до 1055 пунктов. Европейские индексы наверстывали потери с большим усердием. Например, британский индекс FTSE-100 с середины июля вырос на 24%, французский CAC 40 — на 28, немецкий DAX — на 25%.
На прошлой неделе восхождение продолжилось. И 15 сентября значения двух ведущих американских индексов вернулись на уровни октября 2008 года. В среду уже на открытии рост индексов перевалил за 1%, и в США также достигнут годовой максимум. Похожая ситуация складывается и на европейских площадках, где 16 сентября основные фондовые индексы прибавили по 1,4—1,6%.
Как и в России, причиной роста индексов на мировых площадках стали заявления высокопоставленных чиновников. 15 сентября одновременно с российскими коллегами о конце рецессии заявил и глава ФРС США Бен Бернанке: «Очень похоже на то, что рецессия закончилась». Правда, оговорился: «Положение в экономике будет оставаться очень слабым, пока не будут решены проблемы с безработицей. В целом, учитывая глубину рецессии, темпы роста в 2010 году будет умеренными и меньше, чем можно себе представить».
Поддержал коллегу и глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан: «Основной этап рецессии остался позади, однако выход из глобального экономического кризиса будет постепенным… Согласно последним данным, мировая экономика стабилизируется, в некоторых странах даже наблюдается рост. В азиатских государствах экономика восстанавливается более быстрыми темпами, однако ситуация также улучшается в Америке и Западной Европе».
Пессимистом выглядел лишь министр финансов США Тимоти Гайтнер. Его напутствие инвесторам оказалось довольно сдержанным: «Настоящего восстановления у нас пока не происходит. Мы сможет завести о нем речь тогда, когда люди вновь обретут работу».
Впрочем, скепсис господина Гайтнера удалось сгладить и словом, и делом Уоррену Баффету. Миллиардер не дал зачахнуть фондовому рынку, заявив во вторник, что его компания Berkshire Hathaway продолжает инвестировать в акции. Видимо, этих слов оказалось достаточно, чтобы помочь американским фондовым индексам достигнуть годовых максимумов.
Цыганочка с выходом
Рост на фондовых рынках продолжается на фоне колебаний (а то и падений) цен на сырье. Например, золото 8 сентября достигло исторического максимума ($1003 за тройскую унцию), затем всю неделю колебалось в коридоре $1001—1010 за унцию и лишь 16 сентября резко (на 1,8%) подпрыгнуло до $1022 за унцию. Так же вела себя и нефть: пробив 9 сентября уровень $72 за баррель марки Brent, она затем опустилась до $69 за баррель, а сейчас держится на уровне чуть выше $70 за баррель.
Следовательно, налицо уже не очередное обесценение денег, а рост котировок на ожиданиях грядущего восстановления российской и мировой экономики. Впрочем, некоторые аналитики замечают и признаки перегрева. То есть игроки могут переоценить позитивные сигналы чиновников, за которыми пока не просматривается фундаментальных факторов роста, и тогда неизбежна коррекция, которая может произойти, как только появится негативная статистика.
А после этого, как известно, бодрый тон заявлений чиновников может резко измениться. Поэтому частному инвестору выходить на рынок акций сейчас, возможно, и слишком рискованно, и уже поздновато. Может быть, во время подобных пароксизмов оптимизма лучше фиксировать прибыль или даже играть на понижение. Если, конечно, учитывать только соответствие заявлений властей реальности и забыть про стадный эффект, позволяющий порой рынку долгое время двигаться вопреки здравому смыслу.
Ольга КОЧЕВА, Павел ЧУВИЛЯЕВ