Со следующего года безработные, открывшие свое дело в рамках региональных программ по стабилизации на рынке труда, смогут получить по 58,8 тыс. рублей за каждого принятого на работу гражданина, состоящего на учете в службе занятости.
Такое предложение содержится в подготовленном Минздравсоцразвития проекте постановления правительства о реализации в 2010—2011 годах дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в регионах. Сейчас документ согласовывается с заинтересованными ведомствами.
Дополнительное финансирование должно дать гражданам, потерявшим работу, больше стимулов для открытия собственного бизнеса.
По мнению президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергея Борисова, та часть денег, которая выделяется на самозанятость, сейчас расходуется впустую.
«Пока деньги просто распыляются. Во-первых, невозможно проконтролировать, что происходит с тем бизнесом, который был организован на 60 тыс. рублей, полученных от государства. Подобное неэффективное распыление произойдет и с дополнительными деньгами за каждого трудоустроенного безработного. Программы по развитию малого бизнеса должны готовиться совместно с Минэкономразвития, иначе происходит разнонаправленная трата бюджетных средств, не приносящая никакого результата в малом бизнесе», — полагает Борисов.
По словам замдиректора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Натальи Ларионовой, программы ведомств дополняют друг друга.
«На 58,8 тыс. рублей, которые безработный гражданин получит в рамках программ Минздравсоцразвития, он может зарегистрировать бизнес, оплатить услуги юриста и получить статус предпринимателя. А уже в этом статусе он может обратиться за грантом в рамках поддержки малого бизнеса, максимальный размер которого составляет 300 тыс. рублей. В этом году на гранты будет выделено около 2 млрд рублей. Мы рассчитываем, что это позволит открыть около 6 тыс. новых компаний.
Кроме того, мы рекомендуем местным властям обращать внимание на тех граждан, которые стали предпринимателями именно в рамках региональных программ по улучшению ситуации на рынке труда», — говорит Ларионова.
Кроме дополнительного финансирования направления по самозанятости в своем проекте Минздравсоцразвития предлагает организовывать стажировки выпускников институтов, техникумов и других образовательных учреждений.
Стажировки должны охватить более 70% выпускников, которые рискуют не найти работу, а срок проведения оплачиваемой стажировки увеличат до шести месяцев. Планируется также компенсировать работодателям затраты на доплаты работникам старшего возраста за наставничество выпускников.
Министерство предлагает оплачивать проезд к месту учебы в рамках опережающего профессионального обучения, суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно, а также проживание в период обучения.
В министерстве рассчитывают, что предложения одобрят и уже с 1 ноября регионы смогут составлять свои программы на следующие два года с учетом новых возможностей. Новые программы будут готовиться в том числе и с учетом числа граждан, принявших участие в программах в 2009 году.
Как рассказал «Газете» глава Роструда Юрий Герций, на 1 октября в программах было занято 1,76 млн человек. Из них большая часть (1,6 млн) занята на временных рабочих местах, 107,6 тыс. человек проходят или прошли профобучение, 8,2 тыс. человек переехали на работу в другой регион, а 53,9 тыс. безработных получили деньги на открытие собственного бизнеса. В этом году на региональные программы в бюджете было зарезервировано 43,7 млрд рублей.
Однако, как сообщили в Минздравсоцразвития, с учетом корректировки программ регионы заключили соглашений только на 34,5 млрд рублей. В следующем году на дополнительные меры по улучшению ситуации на региональных рынках труда планируется направить 35,6 млрд рублей.
Пока безработица продолжает снижаться. По последним данным мониторинга Минздравсоцразвития (на 7 октября), официальных безработных в стране зарегистрировано 2,035 млн человек. Это достаточно низкий показатель по сравнению с тем количеством, которое ожидалось в начале года. По ранним прогнозам ведомства, к концу 2009 года численность безработных могла достигнуть 2,8 млн человек. В 2010 году, по прогнозам ведомства, официально зарегистрированных безработных будет около 2,2 млн человек.
Не надуманна ли проблема безработицы в России?
Борис Кравченко, президент Всероссийской конфедерации труда
Конечно, нет, и динамика потери рабочих мест, которая отмечается с начала острой фазы кризиса, это только подтверждает. Конечно, во многом в России безработица носит структурный характер, но решить эту проблему непросто: страна очень большая, а экономическая специфика такова, что рабочие места тяжело замещать; все это тянется еще с советских времен. Не забывайте и о том, что у нас более четырех сотен моногородов.
Конечно, переселение в принципе возможно, но подумайте, какого уровня должны здесь работать программы, какое должно быть бюджетирование и насколько все растянуто во времени. Какой смысл об этом говорить, когда уже «петух клюнул»? Речь идет о десятках тысяч людей, делать это нужно было начинать 20 лет назад.
Если же вернуться к сегодняшней ситуации, то могу вам рассказать о том, что сейчас делают профсоюзы. Когда появляются экономические проблемы, работодатели и руководство крупных (и не очень) компаний зачастую пытаются их решить за счет сброса персонала (тогда как далеко не всегда этот персонал избыточен, а массовые увольнения обоснованны). Здесь мы противостоим в каждом случае и боремся за каждое рабочее место. Я считаю, что государственные органы должны бы нас поддержать, ведь усилия профсоюзов по стабилизации рабочих мест являются серьезной деятельностью по предотвращению негативных социальных последствий в будущем.
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук
Нужно внимательно посмотреть, всегда ли дело касается безработицы непосредственно или иногда мы имеем дело с какими-то смежными проблемами. Например, с проблемой низких доходов населения (ведь данный факт может быть констатирован через безработицу). То же самое можно сказать про эффективность производства, потому что очень многие занятые реально имеют источник дохода в другом месте. Похожая ситуация складывается и с мобильностью населения: если бы была соответствующая возможность, вероятно, безработица была бы ниже. Но ведь это проблема не безработицы, а проблема, связанная с административными барьерами, с отсутствием некоей институциональной среды, с социальным обслуживанием и так далее.
Так что вопрос самой безработицы, наверное, не надуман. Другое дело, что у нас вскрываются другие вопросы, где безработица является лишь проявлением.
Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко», депутат Мосгордумы
Когда свободные места имеются, но одновременно есть и безработные, которые не хотят на них идти, следует говорить о структурной безработице. Когда сокращаются рабочие места для высококвалифицированных работников, а высвобождаются низкоквалифицированные рабочие места на стройках, в сфере благоустройства, ЖКХ и так далее, вполне понятно, если люди туда не пойдут: они попросту считают такие рабочие места недостойными своей квалификации.
И это серьезная проблема, которая, во-первых, является показателем того, что труд в соответ- ствующих отраслях не механизирован, неквалифицирован и никто не заинтересован в том, чтобы улучшать его качество. Во-вторых, показателем того, что оплата такого труда очень низкая.
Подобная структура рынка рабочей силы рассчитана на мигрантов и стимулирует их привлечение. Причем все то, о чем я сказал, точно так же касается и выпускников вузов, которые еще нигде не работали: молодые люди не для того учились, чтобы их потом послали рыть землю или мешать бетон (утрирую, конечно, но тем не менее). Здесь скорее нужно заниматься другим: проводить политику создания нормальных рабочих мест для молодых специалистов.
Андрей Бунич, президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России
Думаю, что она совсем не надуманна. Просто есть множество вопросов. В частности, у нас маленькая мобильность, основанная на очень больших издержках переезда, смены места жительства, а также на том, что люди не приучены к этому. В первую очередь не забывайте, что в большинстве случаев переезжать придется из региона, где недвижимость стоит дешево, в регион, где она стоит намного дороже. Кто будет неподъемные суммы компенсировать? Этого не покроет никакая госпрограмма.
Далее, сейчас в России никто не хочет работать там, где, допустим, работают приезжие из Средней Азии. Я не знаю ни одного москвича, который бы хотел работать так, как работали люди на Черкизовском рынке: жить в коллекторе, есть плов и получать $ 30 в месяц. Да, подобные рабочие места в принципе есть: с виду вроде бы все выглядит нормально, однако нужно все это сопоставлять с привычным уровнем жизни и образованием людей.
Кроме того, я бы сюда добавил и еще один момент: простую фальсификацию данных, которую можно увидеть в статистике. Скажем, люди, которые работают в личном подсобном хозяйстве, безработными не считаются.
Кроме того, есть понятия отчаявшихся или не желающих искать работу — сюда можно многих записать.
Наконец, нельзя забывать и о скрытой безработице, когда люди по разным причинам просто числятся как работающие.
Ксения БАТАНОВА, Алексей СМИРНОВ