Рубль уже находится в свободном плавании, сказал министр финансов РФ Алексей Кудрин в интервью газете «Аргументы и Факты», пообещав стабильную валюту в среднесрочной перспективе и скорый выход из кризиса.
«В последние два месяца рубль уже в свободном плавании. Центробанк лишь время от времени участвует в интервенциях. Конечно, ЦБ не сказал, что он навсегда ушёл от контроля — в какие-то моменты он будет подключаться. Но сейчас рубль никто не поддерживает, и он находится в равновесии, которое зависит от притока в страну валюты и от платежей по импорту», — сказал Кудрин.
Первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев в сентябре в интервью Рейтер заявил, что Банк России практически перешел к свободному плаванию курса рубля и может отказаться от использования коридора 26—41 рубль в будущем.
Рубль плавает в основном под влиянием внешней конъюнктуры:
«Проще говоря, если нефть сильно подорожает, значит, начнётся укрепление рубля. А если нефть вдруг сильно подешевеет — девальвация», — сказал Кудрин.
«В ближайшее время мы не ожидаем больших колебаний цены на нефть. Поэтому рубль будет оставаться стабильным ближайшие год-три», — сказал министр, посоветовав хранить сбережения в трех валютах — долларах, евро и рублях — в равных долях.
В случае если цены на нефть в ближайшие три года будут выше заложенных в бюджете ($57—60 за баррель) правительство будет медленнее расходовать Резервный фонд.
«Хотя думаю, что в следующем году мы всё равно его полностью потратим. А вот расходы Фонда национального благосостояния сразу уменьшим на величину прироста от удорожания нефти», — сказал Кудрин.
Экономика и кризис
РФ не собирается снижать добычу нефти в ближайшие десятилетия и рискует остаться на нефтяной «игле», предупредил Кудрин.
«По нашему консервативному прогнозу, только после 2022 года может быть уменьшение добычи нефти примерно по 2 процента в год. Это не очень много. И то только в том случае, если мы не начнём разрабатывать месторождения в Восточной Сибири. А если начнём добывать нефть и на шельфе, и на Каспии, то у нас вообще не случится падения до 2030 года», — сказал Кудрин.
«В предыдущие 8 лет мы научились сидеть на этой «игле». Некоторые наши политики сравнивали это с ситуацией, когда человек говорит: вот последнюю сигарету докурю, а потом брошу. Затем наступает следующий год. «Ну, ладно, ещё одну докурю. Но эта — точно последняя!» Конечно, когда много денег, реформы замедляются. Нет смысла повышать эффективность производства, если её можно заместить деньгами, полученными от продажи сырья».
Он подтвердил свою приверженность консервативной бюджетной политике
«Поэтому я всегда говорил о том, что доходы от цены на нефть сверх $50 за баррель мы должны сберегать. Это решает сразу много задач: накапливает резерв, не создаёт инфляцию, не мешает диверсификации экономики».
«Когда промышленность оправится от кризиса и начнёт развиваться, в бюджет пойдёт лишь часть налогов от добычи нефти, а большая часть прибыли будет поступать в народное хозяйство. То есть и резервы будут, и промышленность не пострадает. Мы будем, сберегая, жить на доходы от этих сбережений, поддерживать достойный уровень пенсий», — уверен министр.
Кудрин верит в скорое улучшение ситуации в экономике:
«Уже три месяца российская экономика демонстрирует рост. Несмотря на то что показатели промышленности снижались, общий объём ВВП рос. Это говорит о том, что мы сейчас проходим «дно» и дальше наступит улучшение».
Если на Западе не случится «второго дна», то, скорее всего, и российской экономике удастся избежать повторения спада.
Однако «второе дно» возможно
Кудрин говорит, что за своё рабочее место не стоит беспокоиться только тем, кто занят в добывающей промышленности.
«Во всех остальных отраслях один-два года ещё будет корректировка в сторону уменьшения занятости. Но какой-то сверхбезработицы у нас не будет», — пообещал министр финансов.
Елена ФАБРИЧНАЯ