Президент Дмитрий Медведев изменил состав Национального банковского совета (НБС), контролирующего деятельность Банка России. Вместо первого вице-премьера Игоря Шувалова и советника президента РЖД Татьяны Парамоновой в совет введены начальник экспертного управления президента Илья Ломакин-Румянцев и руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. Отстраненные члены НБС были назначены в совет Владимиром Путиным. Однако эксперты не склонны видеть в перестановках в НБС смену команд, отмечая лишь смену приоритетов — новым членам НБС в кризис придется координировать действия всех финансовых регуляторов.
Изменения в составе НБС утверждены распоряжением президента, подписанным 14 октября. В состав НБС как представитель президента господин Шувалов был назначен в июне 2004 года, который занимал тогда должность помощника президента. Татьяна Парамонова получила кресло в НБС в сентябре 2007 года, сменив покинувшего госслужбу советника президента Андрея Илларионова. Илья Ломакин-Румянцев до марта текущего года в течение пяти лет возглавлял Росстрахнадзор, а Юрий Чиханчин в мае 2008 года возглавил Федеральную службу по финансовому мониторингу.
НБС является коллегиальным органом ЦБ, контролирующим его деятельность. В состав совета входят 12 человек — по трое представителей от Госдумы, правительства и администрации президента, а также два сенатора Совета федерации и председатель ЦБ. НБС рассматривает годовой отчет ЦБ и ежеквартальные доклады по основным направлениям его деятельности. Возглавляет НБС вице-премьер Алексей Кудрин.
Замена Дмитрием Медведевым двоих из назначенных Путиным представителей НБС не имеет «и намека на политическое противостояние», считает первый вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. Вывод Игоря Шувалова из состава совета эксперты склонны объяснять его занятостью. «Он, как первый вице-премьер, сейчас больше занят решением проблем реального сектора, а не банковского»,— говорит господин Хандруев. «Я не исключаю, что его заменили в НБС по собственной просьбе,— говорит депутат Анатолий Аксаков, который был отозван из НБС в сентябре этого года.— Тем более он, как первый вице-премьер, в любом случае может высказать свою позицию и Игнатьеву, и Кудрину». Вывод госпожи Парамоновой эксперты связывают с ее невостребованностью в НБС. «Назначение Парамоновой было данью ее авторитету, ее опыту»,— говорит господин Аксаков. Напомним, что Татьяна Парамонова занимала пост первого зампреда ЦБ до 2007 года.
По мнению господина Хандруева, в связи с кризисом НБС усиливается людьми, имеющими опыт антикризисного регулирования различных рынков. Введение в НБС Ильи Ломакина-Румянцева, долгое время руководившего Росстрахнадзором,— один из первых шагов к координации деятельности финансовых регуляторов, полагает господин Хандруев. Координации поспособствует и назначение Юрия Чиханчина: «Это позволит ЦБ и Финмониторингу более согласованно решать задачи регулирования и борьбы с отмыванием,— полагает господин Аксаков.— В свое время ЦБ и Финмониторинг не могли договориться, кто за что отвечает, кто какие проверки может инициировать, сейчас такие споры прекратятся». Член НБС, депутат Павел Медведев допускает, что введение главы Росфинмониторинга в НБС может быть связано с грядущей проверкой FATF. «Борьба с отмыванием — одно из важных направлений в банковском секторе, и появление в совете представителя силовых структур усилит внимание к этой теме»,— говорит член НБС, директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин.
Наталия БИЯНОВА