Высокая инфляция станет следствием антикризисной накачки экономик деньгами, но она же и поможет правительствам справиться с гигантскими долгами, обесценив их, замечает Morgan Stanley.
Для реанимации экономики центробанки и правительства развернули масштабные программы денежной поддержки: лучше инфляция, чем еще одна Великая депрессия. Высокая инфляция в ближайшем будущем весьма вероятна и еще по одной причине: она обесценивает долги, а их у правительств развитых стран в ходе борьбы с кризисом накопилось немало. Дефолт или инфляция — выбор очевиден, говорится в докладе «Долгфляция» Morgan Stanley.
Нынешний кризис поставил под сомнение многие из прежде незыблемых догм, рассуждает соавтор доклада Спирос Андреопулос: вопрос, должны ли центробанки — независимые от правительства институты — попустительствовать «некоторой инфляции», чтобы помочь властям обесценить долги, теперь не может быть отклонен без обсуждения.
Сейчас объем госдолга сравним с периодами мировых войн: в США объем госдолга во время Второй мировой превысил 100% ВВП. Тогда экономика быстро вышла на высокие темпы роста, но сейчас «эрозия» госдолга посредством быстрого экономического роста маловероятна, говорится в докладе.
Для государства инфляция более предпочтительна, чем дефолт, — с ней можно справиться быстрее и без потери статуса, рассуждает Алексей Моисеев из «Ренессанс капитала». Пока признаков грядущего разгона цен не видно (в Европе дефляция, в США рост цен много ниже ожиданий аналитиков), о чем говорится в сообщении банков ФРС, продлившей программу выкупа ипотечных бумаг стоимостью $1,45 трлн. Зато есть риск повторения рецессии в 2010 г., «вот поэтому мы и не хотим отменять стимулы так быстро», цитирует Bloomberg президента федерального резервного банка Бостона Эрика Розенгрена. Банк Англии продолжит программу покупок облигаций стоимостью 175 млрд фунтов. Правительство Китая сообщило о продолжении стимулирующих мер, хотя рост экономики на 7,7% за три квартала превысил ожидания чиновников. Накачка деньгами рано или поздно приведет к инфляции и пузырю на сырьевых рынках, уверен Моисеев, что чревато новым кризисом: «Пока нет ничего, что бы оградило от этого сценария».
Ольга КУВШИНОВА