Несмотря на то что закон «О национальной платежной системе» не принят, в России появились первые карты под брендом «Национальная система платежных карт» (НСПК). Первые такие карты в рамках пилотного проекта выпустили платежные системы «Золотая корона» и «Юнион кард» совместно с региональным Фиабанком. Платежная система Сбербанка ОРПС, которая должна была стать фундаментом НСПК, в пилоте не участвует. Участники рынка полагают, что «Золотая корона» и «Юнион кард» решили воспользоваться брендом, который позиционируется правительством как конкурент международным системам Visa и MasterCard.
Согласно сообщению Фиабанка (Тольятти), в этом банке появился первый обладатель пенсионной карты платежной системы «Национальная система платежных карт». Именно такое название единой российской карточной системы указано в активно обсуждаемом сейчас законопроекте «О национальной платежной системе», разработанном совместно ЦБ и Минфином, но до сих пор не внесенном в правительство.
Как заявили в Фиабанке, банк является первым банком-участником формирования НСПК. «Банку как участнику систем «Золотая корона» и «Юнион кард» предоставлено право реализации пилотного проекта»,— пояснила представитель банка Ольга Кабанова. Карты новой платежной системы будут приниматься банками-участниками обеих систем. «Золотая корона» и «Юнион кард» являются одними из крупнейших российских платежных систем, насчитывая совместно около 220 банков, совокупный объем эмиссии — порядка 10 млн карт. «Пилот был запущен с согласия ЦБ в конце июня 2009 года и продлится до конца декабря»,— отмечает госпожа Кабанова.
Безуспешные попытки создать национальную платежную систему, в частности на базе «Юнион кард», предпринимались в России с 1993 года. Национальная платежная система должна стать конкурентом международным платежным системам Visa и MasterCard в России, на долю которых сегодня приходится более 85% рынка. В 2005 году ЦБ заявил, что общенациональная платежная система будет создаваться на базе системы Сбербанка «Сберкарт» (см. «Ъ» от 14 октября 2005 года). Для привлечения в систему новых банков в 2008 году Сбербанк переименовал «Сберкарт» в Объединенную российскую платежную систему (ОРПС).
Система, которая станет ядром национальной карточной системы, получит доступ к бюджетным средствам и возможность зарабатывать на плате за подключение к системе банков, отмечают участники рынка. Учитывая это, неудивительны неоднократные заявления крупнейшего российского банка — Сбербанка — о том, что именно его платежная система должна стать основой НСПК. 19 августа старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский сообщил, что банк ведет активные переговоры с ЦБ в области создания НСПК и видит «конструктивную поддержку». «Мы не исключаем, что на базе ОРПС будет создана национальная платежная система»,— цитирует господина Орловского «Прайм-ТАСС».
Однако в пилоте «Национальная система платежных карт» ни Сбербанк, ни ОРПС участия не принимают. «Золотая корона» и «Юнион кард» обратились в Центральный банк и, не получив с его стороны возражений, в июне начали реализацию проекта. В ЦБ подтвердили, что были проинформированы о планах «Золотой короны» и «Юнион кард» по проведению данного пилота и возражений не имели. В Сбербанке в пятницу от комментариев отказались. В «Юнион кард» и «Золотой короне» признают, что до принятия закона «О национальной платежной системе» их новую карту правильней всего расценивать как совместный кобрендовый проект платежных систем. В четверг на заседании рабочей группы по вопросам НСПК в Российском союзе промышленников и предпринимателей было объявлено о подписании соглашения между платежными системами «Золотая корона», «Юнион кард» и ОРПС о взаимном приеме карт.
По мнению участников рынка, появление в процессе обсуждения создания НСПК одноименного пилота является попыткой заранее заполучить широко обсуждаемый бренд. «Это желание сыграть на имени,— считает зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов.— По сути, пока бренд не запатентован, системы могут его использовать, формально никаких запретов на это нет». «В данном случае очевидно, что системы, организовавшие этот пилот, пытаются бежать впереди паровоза и использовать бренд, упомянутый в активно обсуждаемом законопроекте, в своих целях»,— соглашается зампред правления банка «Уралсиб» Илья Филатов.
Громкое имя «Национальная система платежных карт» вряд ли позволит платежным системам и банку, запустившим пилот, значительно изменить ситуацию на рынке в свою пользу, считает господин Торхов. «Печально известный Лефко-банк тоже выпускал карты под брендом «Национальная платежная система», однако это ему не помогло, он лишился лицензии»,— напоминает он. «Чтобы вступить в какую-то систему, нужно однозначно понимать плюсы такого взаимодействия,— отмечает господин Филатов.— На сегодня с точки зрения эмиссии карт НСПК их не видно ни для банка, ни для конечного потребителя».
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА