«Ренессанс Капитал» погасил кредит на $50 млн перед своим акционером — группой ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Погашение кредита стало частью стратегии сокращения заемных средств, которой придерживаются крупнейшие инвестбанки. Контроль соотношения собственных и заемных средств стал основным уроком, извлеченным инвестбанками из кризиса, отмечают аналитики.
В сентябре прошлого года группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова приобрела 50% минус 1/2 акции инвестбанка «Ренессанс Капитал» за $500 млн. Одним из условий сделки было предоставление «Ренессанс Капиталу» кредитных линий от ОНЭКСИМа. Сумму кредитов стороны не раскрывали.
О том, что в октябре нынешнего года «Ренессанс Капитал» должен был погасить кредит перед ОНЭКСИМом на $50 млн, говорится в презентации инвестбанка по итогам полугодия. В инвестбанке уточнили, что этот кредит был получен в рамках сделки по приобретению ОНЭКСИМом доли в «Ренессанс Капитале». «Этот кредит был направлен на пополнение оборотного капитала»,— отмечают в «Ренессансе».
В банке заявили, что кредит был погашен в полном объеме на прошлой неделе. «Мы выполнили все свои обязательства в срок и рады, что нам не потребовалась значительная поддержка со стороны нашего нового акционера»,— отметил президент «Ренессанс Капитала» Рубен Аганбегян. По его словам, кредит был погашен за счет полученной прибыли. Согласно отчетности по МСФО, по итогам первого полугодия доходы банка составили более $216 млн, прибыль до начисления бонусов — $101 млн. Господин Аганбегян уточняет, что сейчас у инвестбанка не осталось никакой задолженности перед ОНЭКСИМом. Общий долг инвестбанка перед другими кредиторами составляет около $275 млн, из которых $225 млн — это обязательства перед держателями еврооблигаций, отмечают в «Ренессансе».
Сейчас российские и зарубежные инвестбанки стараются существенно снижать объем заемных средств. «Основной урок кризиса заключается в том, что для России фактор leverage (уровень кредитной нагрузки компании.— «Ъ») был недостаточно учтен, и теперь и банки и другие игроки учитывают его с большей осторожностью»,— отмечает соруководитель аналитического департамента Дойче Банка Ярослав Лисоволик. По подсчетам аналитика Fitch Максима Миллера, у «Ренессанс Капитала» отношение активов к капиталу (один из показателей leverage) на конец первого полугодия находилось на уровне 2,7 и почти 7 в докризисный период.
У основного конкурента «Ренессанс Капитала» — «Тройки Диалог» по итогам третьего квартала leverage также снизился, до уровня 5 с 9,5 до кризиса, отмечает господин Миллер. Зампред совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Жак Дер Мегредичян поясняет, что leverage компании в основном формируется за счет средств, которые «Тройка» привлекает на небольшой срок для удовлетворения краткосрочной потребности в деньгах для осуществления сделок.
Аналитики отмечают, что уровни leverage российских коммерческих и инвестиционных банков всегда были значительно ниже, чем у западных. По подсчетам господина Миллера, до кризиса у большинства крупных американских инвестбанков leverage достигал 30 и сохраняется сейчас на уровне 10—15. Например, у разорившегося Lehman Brothers этот показатель составлял 34. Впрочем, по мнению аналитиков, даже с более низким по сравнению с западными уровнями leverage российские банки могут быть подвержены значительным рискам. «Основные причины — значительно большая волатильность цен на российские активы и большая вероятность резкого сжатия ликвидности на рынке»,— поясняет господин Миллер.
Наиля АСКЕР-ЗАДЕ