Комиссия по банкам и банковской деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) предложила создать инвестиционное агентство по управлению плохими кредитами и обеспечивающими их активами. По замыслу оно могло бы быть саморегулируемой организацией или компанией государственно-частного партнерства. Но эксперты не спешат воспринимать всерьез эту идею. По их мнению, сейчас банки сами неплохо справляются с проблемной задолженностью.
С инициативой создания специального агентства в минувшую пятницу выступила комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности. «Мы не говорим про выкуп, мы говорим про управление корпоративными активами, перешедшими банкам в рамках реструктуризации задолженности», — пояснил ответственный секретарь комиссии Сергей Моисеев.
Задачами нового агентства могли бы стать поиск и передача активов и обязательств инвестору или банку, финансовое сопровождение банкротств, мониторинг и аудит качества и ликвидности корпоративных залогов. Создавать его комиссия предлагает в виде саморегулируемой организации или компании государственно-частного партнерства.
Новое предложение близко к идее выкупа плохих долгов, от которой уже давно отказались, комментирует начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Однако после того как представители Центробанка выступили против, тема больше не поднималась. «Это не дело — государству выкупать плохие активы, тем более что банки хотят их продавать по балансовой стоимости», — заявил в конце октября первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян.
По мнению Осадчего, реализация этого предложения привела бы к различного рода злоупотреблениям. «При передаче токсичных активов специальной структуре, она бы, естественно, пыталась их быстро реализовать, при этом банкротила бы предприятия, чтобы получить деньги», — отмечает заместитель гендиректора МДМ Банка Владимир Мехряков.
Однако в комиссии посчитали, что совсем отказываться от идеи создания специализированной структуры по управлению плохими активами тоже неправильно. Так, по расчетам ЮниКредит Банка, доля просроченной задолженности по международным стандартам (NPL) по банковскому сектору составляет сейчас около 18% совокупных активов, а у крупных банков она еще выше — 17—18% совокупного кредитного портфеля. «При этом если к объему просроченной задолженности добавить еще и вложения банков в рискованные долевые ценные бумаги, а также векселя и облигации, то доля проблемных активов вырастет до 37,4% общей доли активов», — заявил член комиссии, председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев. По данным же ЦБ, просрочка сейчас снижается. Так, за сентябрь она снизилась на 1%, или на 9,9 млрд рублей. По отношению к общей сумме выданных кредитов просроченная задолженность на 1 октября составила 4,8%.
Правда, банкиры не верят этой статистике. По мнению Алексеева, для адекватной оценки ситуации в банковском секторе необходимо изменить методологию ЦБ по мониторингу плохих кредитов, улучшить раскрытие информации о резервировании, а также начать оценку внебалансовых кредитных рисков, в том числе в случае передачи плохих долгов небанковской «дочке».
Кроме того, по мнению президента Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, создавать агентство необходимо в связи с планами правительства сократить расходы на докапитализацию банков в следующем году в два с половиной раза.
Дополнительная сложность реализации инициативы заключается в ответственном ведомстве. В ходе заседания комиссии его участники так и не решили, кто же должен заниматься созданием подобных агентств.
«Идет ли речь о том, чтобы банковский сектор сам справился с этим, или же будет поддержка государства?» — обратился с вопросом глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов к участникам заседания и не получил на него ответа. Заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников отказался обсуждать вопрос о том, готово ли агентство взять на себя эти функции.
Впрочем, эксперты считают, что на самом деле до реализации идеи просто дело не дойдет.
«Она могла бы быть актуальной в первом квартале 2009 года; сейчас уже проблемы с просрочкой рассасываются, большинство банкиров понимают, что у них есть на балансе и сколько им надо создавать резервов, поэтому помощи извне им не требуется», — говорит заместитель гендиректора МДМ Банка Владимир Мехряков.
" Чтобы банки добровольно передали управление плохими долгами этой структуре, для них должны быть созданы мощные стимулы. Например, роспуск резервов по переданным долгам.
Однако государство на это не пойдет. Да и к чему такие радикальные меры, если ситуация явно идет на поправку? " — резюмирует Максим Осадчий.
Наталия ЕРЕМИНА