Правительство России прославилось на весь мир тем, что провело спорную «плавную девальвацию» — так оно спасало банки, но усугубило рецессию. Теперь же оно проводит не менее плавное укрепление рубля. Впрочем, на сей раз оно не одиноко — большинство развивающихся стран так же тщетно пытается сдержать бурный поток долларов, хлынувших на их рынки.
Год назад развивающиеся страны, чьи валюты не были привязаны к доллару, развернули настоящую гонку девальваций. Некоторые контролировали процесс и делали это специально для того, чтобы в период кризиса обеспечить своим производителям конкурентное преимущество и поправить платежный баланс. Для некоторых такая мера стала вынужденной: их валюты сами по себе упали
Гонка закончилась к концу весны. Большинство аналитиков, к примеру, эксперты Goldman Sachs, тогда ожидали стабилизации валютных курсов до конца года. Но валюты развивающихся стран стали укрепляться. Причем, не только к слабеющему доллару, но и к евро.
Как утверждают аналитики крупнейшего японского банка Nomura в своем исследовании, укрепляются они слишком медленно. На самом деле, исходя из экономической ситуации и динамики платежного баланса, большая часть валют развивающихся стран должна стоить заметно больше. Причем, рубль — один из мировых лидеров по недооцененности.
Во втором квартале многие страны достигли «дна» кризиса. Экономическая ситуация стабилизировалась, отток капитала из развивающихся стран сменился притоком. Бум на биржах и сырьевых рынках, сопровождающий практически повсеместное (и более быстрое, чем рассчитывали) восстановление экономики, продолжился и в третьем квартале. При этом импорт из развитых стран как снизился в результате девальвации и общего сокращения спроса, так в большинстве случаев и не восстанавливается. Торговые балансы развивающихся стран-экспортеров становятся прочнее с каждым днем. Приток капитала возобновился.
Все это переживала и Россия. Несмотря на то, что пока восстановление экономики России — робкое и неустойчивое, внешние факторы были на редкость хороши. Сальдо торгового баланса росло непрерывно с весны, достигнув в сентябре почти $12 млрд. По данным Emerging Portfolio Fund Research, инвестиции в российский рынок устойчиво росли (что мы можем видеть и по динамике фондовых индексов), достигнув в неделю 14—21 октября рекорда за последние 7 лет: иностранцы принесли $450 млн. В ту же неделю был установлен и мировой максимум вложений в развивающиеся рынки — почти $5 млрд — лучший за последние два года показатель.
Расчеты Nomura показывают, что наиболее недооценены валюты стран постсоветского пространства и Азии. Их курс должен быть выше на 15—24%. Причем с времени последнего исследования по итогам второго квартала этого года разрыв только увеличился. Правительства сначала допустили девальвацию (иногда избыточную), а теперь всеми силами удерживают валюты от чрезмерного укрепления, чтобы не задушить наметившийся экономический рост, опасаясь роста импорта. В этом смысле политика российского руководства нисколько не отличается от того, что делают другие страны.
Из крупных развивающихся стран против течения плывет только Китай. Его валюта всегда была искусственно ослаблена для поощрения экспорта. И это всегда вызывало возмущение в США. Сейчас, в условиях кризиса, китайцы постепенно идут навстречу американским партнерам: разрыв между справедливым и реальным курсом юаня в последние месяцы сокращается.
А разрыв между реальным и экономически обоснованным курсом растет быстрее, чем где-либо, именно на пространстве бывшего СССР. Наиболее выдающиеся результаты показали страны Прибалтики и Россия.
У первых это просто индикатор резкого улучшения экономической ситуации. Еще недавно МВФ призывал их девальвировать свои валюты, но они упорно держали курс, сохраняя привязку к евро и надеясь вскоре сделать его своей денежной единицей. Теперь же их валютам впору укрепляться — настолько быстро изменился к лучшему их платежный баланс.
В России же разрыв между экономически обоснованным и реальным курсом — следствие политики правительства. Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач пугал Владимира Путина страшными последствиями перехода к свободному курсу рубля (Центробанк, к этому и стремится). В частности, Клепач в своем докладе премьеру заявил, что если рубль отпустить, то в следующем году он укрепится до 23—24 рублей за доллар, и это задушит экономику.
Расчеты аналитиков Nomura еще более безапелляционны: рубль, по их мнению, должен столько стоить уже сегодня.
Александр КИЯТКИН