Несмотря на противоречивость данных о состоянии российской экономики, руководство Внешэкономбанка (ВЭБ) — главного государственного спасателя отечественной промышленности и банковской системы — преисполнено невиданным оптимизмом. В среду зампред правления ВЭБа Сергей Васильев заявил о том, что Россия выходит из кризиса, и дал рекордный прогноз по инфляции в стране, которая уже в будущем году снизится до 4—6%, а к 2011 году и вовсе опустится ниже 5%. Эксперты такой взгляд на ситуацию не разделяют, предпочитая доверять негативным, но, возможно, более реалистичным прогнозам Минэкономразвития.
«Я считаю, что мы действительно выходим из кризиса, судя по макроэкономическим показателям, — заявил вчера, выступая на VI Федеральном инвестиционном форуме зампред правления ВЭБ Сергей Васильев. — Более того, прогнозы говорят о 10-процентном росте экономики в будущем году». Кроме того, по его словам, уже в следующем году инфляция может составить 4—6%, что, кстати говоря, намного ниже прогнозов, с которыми ранее выступало Минэкономразвития. Напомним, что в начале ноября МЭР скорректировало свой показатель по инфляции на 2010 год до уровня в 9—10%. Однако оптимизм руководства ВЭБ простирается дальше: как полагает замглавы ВЭБа, тенденция к снижению цен продолжится, так что в 2011 году инфляция будет меньше 5%.
Между тем реальная экономическая статистика остается крайне противоречивой. По последним данным Росстата, промышленное производство в России в октябре по сравнению с сентябрем текущего года выросло на 0,8%. Однако специалисты Минэкономразвития говорят о его новом замедлении. Во вторник замглавы МЭР Андрей Клепач заявил, что падение промпроизводства в октябре по отношению к сентябрю текущего года с учетом сезонных и календарного факторов составило 1%. Такое падение произошло впервые после помесячного роста, начавшегося в июле. Впрочем, чиновник пояснил, что его ведомство собирается в начале декабря уточнить прогноз основных макроэкономических показателей на текущий год. «Прогноз будет готов в первых числах декабря. Там будут уточнены оценки по промышленности, строительству и по розничной торговле», — отметил он. Отвечая на вопрос о причинах ускорившегося спада промпроизводства в октябре, Клепач объяснил, что это вызвано в основном спадом в обрабатывающих секторах экономики, которые, по его словам, «просели».
Опрошенные «Независимой газетой» эксперты считают, что поводов для оптимизма пока очень мало. «Роста нет, есть стагнация. И особых предпосылок для роста нет, потому что зарплаты будут снижаться, а зарплаты и доходы — это почти половина ВВП. К тому же не все понятно с инвестициями, — поясняет замдиректора Центра развития Валерий Миронов. — Рост, отмеченный в июне-июле, был основан на экспортном спросе, в августе была стагнация, тогда как в сентябре — опять небольшое повышение показателей». По мнению Миронова, Россия прекратила падение, но не выходит из кризиса.
«Наверное, мы не будем падать, но и расти также не будем, — считает он. — Сам термин «выходим из кризиса» — это только слова, за которыми очень мало реальности. Если ВЭБ надеется, что мы придем к предкризисному уровню, то этого не будет. Пока серьезно не падаем, а в условиях ненадежной статистики среднеквартальный рост все еще положительный».
Как отмечает аналитик компании «Открытие» Ольга Найденова, данные по одному месяцу, на которые ссылается Клепач, — не совсем показательны. «В принципе это плохой показатель, но насколько это значимо, сказать сложно, — продолжает эксперт. — Может быть, что мы переходим к новому этапу топтания на месте и нащупываем второе дно».
В свою очередь, главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров отмечает тот факт, что устойчивого тренда на восстановление экономики пока не видно. «Те положительные сигналы, которые мы видели в июле, августе и сентябре, также были довольно противоречивыми, — отмечает аналитик. — В общем статистика показывала какое-то улучшение, тогда как по ряду отраслей ситуация продолжала ухудшаться — достаточно вспомнить август и сектор автомобильной промышленности, в котором производство упало очень резко. Октябрь в эту картину ничего нового практически не внес». Надежды на резкое снижение инфляции Тихомиров также считает напрасными. «Ее снижение до 4—6% возможно лишь теоретически — если правительство откажется от повышения тарифов и не будет глобальной инфляции. И то, и другое — маловероятно, — полагает он. — Так что более правдоподобным кажется именно прогноз Минэкономразвития».
Сергей КУЛИКОВ