Горящий бомбардировщик, неудачная атака на Москву и герои-спасатели — это не из очередного блокбастера, как можно было бы подумать, а… из мультфильма о реалиях банковского бизнеса. Не каждая смена собственника и ее последствия находят отражение в искусстве, однако в случае с банком «Северная казна» мультик просто не мог не появиться.
Персонажи — банкир Владимир Фролов, владевший контрольным пакетом «Северной казны» до начала процедуры санации, и менеджеры банка. Зачистка территории бомбардировщику с бортовым номером «СК 1992—2008» не удалась, как провалилась и стратегия «Северной казны» на федеральном уровне. Председатель совета директоров Фролов, он же — командир воздушного судна катапультируется, а штурман и бортмеханик выпрыгивают с золотыми парашютами. На борту остается «ботаник» — второй пилот, который и спасает бомбардировщик. Или бизнес.
Почти детский мультфильм, который начинался со слов «готовьте попкорн» заканчивается совсем не детским вопросом, повисающим в воздухе: «Откуда вы взяли парашюты?» Накануне санации правление выписало в виде компенсации четырем менеджерам банка 72 млн руб. — сумму, вчетверо превышающую размер выходных пособий, предусмотренных прежними контрактами управленцев. «Северная казна» пыталась отсудить деньги, проиграла тяжбу в региональных инстанциях и собирается обратиться в Верховный суд.
Только развязка у мультика не такая, как в жизни. Как известно, спасателем проходящей санацию «Северной казны» стал «Альфа-банк». В ролике — герой-спасатель дела «Северной казны» после прекращения огня работает отнюдь не в «Альфе», а в банке под названием «Нейва». Определенная логика в таком сюжете есть: после продажи «Северной казны» бывшие акционеры банка затеяли новые проекты и пригласили туда прежних менеджеров. Фролов строит новый бизнес совместно с группой «Номос-Банка» на базе банка «Уран». А Владимир Родионов («Урал-авиа»), которому принадлежал блокпакет, приобрел «Комнейвабанк».
«Нейва», по замыслу новых собственников, должна стать не просто расчетным банком для «Урал-авиа», а преемницей философии бизнеса «Северной казны». В «Нейве» признают совпадение точки зрения акционеров банка и авторов ролика, однако от авторства открещиваются. Видео выглядит так, будто одна команда, ранее работавшая в «Северной казне», а теперь осевшая в «Нейве», хочет «утереть нос» другой. Но Фролов утверждает, что объемы инвестиций в новые проекты банка «Уран» и «Нейвы» несопоставимы — он делает с «Номос-Банком» проект федерального масштаба и называет видео «детской игрой».
Действительно, «детская игра». Специалисты по продвижению в сетях уверены — это не вирусный маркетинг, поскольку зрителю вне контекста непонятно, кто, куда и зачем летит. Мультфильм больше похож на «вирусный капустник», сделанный исключительно для своих. За три дня дня его посмотрели всего 1500 человек, что для вирусной рекламной кампании равносильно провалу.
Елена ЗУБОВА