Российские банки избавляются от кредитов ЦБ — доля этого источника в банковских пассивах с начала года сократилась вдвое, до 5,6%. Для того чтобы снизить зависимость от финансирования в ЦБ, банки готовы замещать средства, предоставляемые регулятором, даже более дорогими вкладами населения.
Зависимость российских банков от кредитов ЦБ с начала года снизилась вдвое — на начало октября их доля в пассивах составила 5,6%, при этом доля беззалоговых кредитов сократилась в шесть раз — до 1,1%. Такая статистика приводится в вышедшем в пятницу «Вестнике Банка России». «Стабилизация экономической ситуации, существенный приток вкладов населения снизили потребность кредитных организаций в использовании специальных инструментов пополнения ликвидности»,— отмечает ЦБ.
Действительно, с начала года доля вкладов физических лиц и депозитов юридических лиц и средств организаций на счетах выросла почти на 2 процентных пункта — до 23,8% и 32% соответственно, приблизившись к уровню начала кризиса (24% и 35%). Быстрее всего от кредитов ЦБ избавляются иностранные и крупные частные банки. Так, согласно навигатору банковского сектора НБ «Траст», крупнейший из частных банков Альфа-банк к октябрю снизил привлечение от ЦБ в семь раз — с 21 до 3%. В целом тридцать крупнейших банков уменьшили долю кредитов ЦБ в пассивах с 14 до 6%, при этом госбанки — с 14 до 7%. Иностранные банки в январе привлекали от ЦБ 10% пассивов, в октябре — всего 2%.
«Мы пользовались беззалоговым кредитованием в ЦБ до тех пор, пока рыночные ставки не опустились ниже, чем ставки по кредитам ЦБ»,— говорит председатель правления Нордеа-банка Игорь Буланцев. По его словам, сейчас привлечение на рынке обходится на 2—3 процентных пункта дешевле займов в ЦБ и стоимость рыночных денег продолжает снижаться.
Впрочем, сравнительно дешевыми для банков пока остаются только депозиты юридических лиц. «Стоимость привлечения ресурсов от населения более высокая, чем от ЦБ»,— говорит гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников. Если в острой стадии кризиса, в марте, ставки по трехмесячным беззалоговым кредитам ЦБ превышали 18% годовых, то к осени они опустились до 12—12,5%, а по сделкам трехмесячного прямого репо — до 9,25%. Это на 4—6 процентных пунктов ниже, чем привлечение вкладов населения, свидетельствует статистика ЦБ.
Тем не менее банки стараются замещать антикризисное финансирование ЦБ другими источниками, отмечает начальник управления рисков финансовых институтов Промсвязьбанка Алексей Когорев. «ЦБ неоднократно заявлял, что будет сокращать объемы кредитования,— говорит он.— И если ЦБ «закроет кран», у банков, существенно зависящих от его кредитов, могут начаться серьезные проблемы с ликвидностью, как было в начале кризиса». «Средства населения — более постоянная база, поэтому банки готовы даже чуть переплачивать»,— соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Регуляторы пристально следят за кредитной политикой банков, получающих финансирование от государства или от ЦБ, добавляют участники рынка. «Даже если банку нечего скрывать, наличие «комиссаров» и наблюдателей ЦБ приводит к бюрократизации всех процессов, для них необходимо предоставлять огромный объем информации»,— говорит господин Когорев. «Это дискомфортные ресурсы для банков»,— подтверждает господин Матовников.
Наталия БИЯНОВА