Государство решило положить конец полукриминальному бизнесу уличных обменников. Их упразднение сыграет на руку крупным банкам, но может ударить по карманам обычных потребителей.
Центробанк собирается закрыть пункты обмена валюты, которые занимаются только одним видом операций — конверсионными, рассказал директор департамента лицензирования и финансового оздоровления ЦБ Михаил Сухов. По его словам, деятельность таких точек сложно контролировать, они часто допускают различные нарушения. С последним тезисом полностью согласны в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая в прошлом году возбудила дела против банков «Региональные финансы», «Вымпел» и Объединенного банка развития. ФАС выявила несоответствие курсов обмена валюты на внешних информационных табло и внутри обменника. Действительно, подобные жалобы на обман в пунктах обмена валюты далеко не редкость. Практически каждый сталкивался и с подменой цифр, и со скрытыми комиссиями. Рассказывают и более экзотические истории, когда кассир мазал лоток клеем, чтобы часть купюр оставалась в нем. В этом случае те, кто не придерживается принципа «считайте деньги, не отходя от кассы», лишались части наличности, те же, кто обнаруживал недостачу, не могли предъявить сотрудникам обменного пункта официальных претензий, так как якобы по своей вине забрали из лотка не все выданное. Но помимо «четырехсот сравнительно честных способов отъема денег у населения» по Остапу Бендеру, некоторые обменники практикуют и откровенно криминальные методы. Примеров тому масса, стоит лишь посмотреть статистику ограблений клиентов, менявших крупные суммы в уличных пунктах.
«Выявлением нарушений (в обменных пунктах. — «Ко») должны заниматься органы внутренних дел и после получения заявлений граждан производить закрытие таких обменных пунктов на основании жалоб, — утверждает начальник управления кассовых операций Собинбанка Алексей Тимонин. — Как правило, обменники не предоставляют клиенту документа о совершении валютообменной операции, и доказать, что вас обманули, потом очень сложно. Зачастую и сами обманутые клиенты не хотят писать заявление в милицию или направлять сообщение в Банк России о нарушении». Тем не менее поток жалоб в правоохранительные и надзорные органы льется рекой, но и в этой ситуации не всегда удается пресечь нарушения. «Уличные обменные пункты, как правило, меняют вывески не реже одного раза в год, но владелец и обслуживающий персонал остаются прежними.
Частые смены вывесок обусловлены ежегодными проверками обменников контрольными структурами Банка России, а данная процедура не всегда желанна для хозяев», — поясняет Алексей Тимонин. Нынешняя кампания против обменных пунктов вовсе не означает, что соответствующее решение в ЦБ уже принято и завтра все обменники будут закрыты. Разговоры о том, что в данной сфере необходимо навести порядок, ведутся почти столько же, сколько существуют сами обменные пункты. Еще прошлым летом, выступая в Госдуме, глава ЦБ Сергей Игнатьев пообещал депутатам, недовольным многочисленными нарушениями со стороны обменников, обратить внимание на этот вопрос. «Проверкам обменных пунктов мы уделяем большое внимание. Я вам обещаю, что по этому направлению работа будет усилена», — посулил Игнатьев. Однако кардинальных шагов, направленных на решение проблемы, регулятор до сих пор так и не предпринял.
бособленный бизнес
«Подавляющая часть обменных пунктов в Москве только формально принадлежит банкам. Истинными их владельцами являются мелкие предприниматели, иногда криминального или полукриминального происхождения», — утверждает начальник управления финансовых институтов и международного бизнеса московского филиала Смоленского банка Юрий Петрущик. Чаще всего такие точки платят кредитным институтам «франшизу» — ежемесячный сбор «за вывеску», то есть банковскую лицензию, так как открытие таких exchanges иными хозяйственными субъектами, кроме банков, запрещено. «Не секрет, что 80% обменников только формально являются подразделениями банков, а на самом деле работают по своего рода «франчайзингу», — подтверждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Размер ежемесячного сбора «за вывеску», по словам Юрия Петрущика, может варьироваться в зависимости от «раскрученности» обменника, его месторасположения, а также других факторов и составляет обычно от $700 до 1000 в месяц. Кроме того, по условиям «соглашения» с банком, обменный пункт может показывать некую незначительную норму прибыли, то есть, чтобы «не подставить» банк, работать хоть немного «в плюс» и платить с этого налоги.
В противном случае проблемы с надзорными органами могут возникнуть уже у кредитной организации, предоставившей «вывеску». «Понятно, что обменники показывают по реестрам лишь незначительную часть оборота, что и позволяет им держать небольшую маржу между курсами покупки и продажи», — поясняет эксперт. Получить комментарий у «ведущих участников» рынка обмена валюты в Москве не удалось: запросы, направленные в том числе в Траст Капитал банк, Банк долгосрочного кредитования и «Интеркапитал», были оставлены без ответа. Хотя, согласно данным рейтинга ведущих обменных пунктов, на момент написания статьи они предоставляли одни из самых «интересных» курсов, а значит, пользовались большой популярностью среди клиентов.
Обменные пункты со времен своего создания в начале 90-х изначально «шли в массы», чем до сих пор остаются весьма удобными для потребителей. Поменять «зеленые» можно буквально на каждом углу. В отличие от мелких обменников, банки не имели возможности так распылять свои силы, открывая десятки точек по Москве и Подмосковью. Такая тактика требовала значительного привлечения сил и средств. Не говоря уже о том, что каждый обменник нужно контролировать, в противном случае заворовавшийся кассир может навлечь на банк гнев регулятора. Поэтому столь мелкий бизнес, который к тому же был сопряжен с криминалом, мало интересовал серьезные кредитные организации. Тем более что до кризиса на рынке было достаточно банковских продуктов, приносивших куда больший доход и с меньшими затратами и рисками. Именно по этой причине бизнес уличных обменников на протяженнии многих лет оставался обособленным от банковского рынка и достаточно закрытым. Почему же претензии к ним появились только сейчас, ведь ни для кого не секрет, что нарушения допускались там очень давно?
Возвращение «менял»
Если вспомнить относительно недавнее противостояние банков и владельцев платежных терминалов, когда кредитные организации, используя методы лоббирования своих интересов во властных структурах, хотели подмять под себя набиравший обороты бизнес платежных терминалов, возникает вопрос: а не является ли очередной «наезд» на обменные пункты происками банков? В результате кризиса многие из них потеряли значительную часть доходов от кредитных операций. Так почему бы не компенсировать «выпадающую» прибыль за счет повсеместного упразднения «серого» рынка уличных обменников и создания на его базе сети пунктов, принадлежащих банкам и работающих «в белую»? «Идею упразднения обменников лоббирует прежде всего сама жизнь. И во вторую очередь — ЦБ и коммерческие банки», — утверждает Юрий Петрущик.
По его словам, рынок услуг по валютно-обменным операциям сейчас достаточно насыщен: существующие точки справляются с объемом работы, а открывать новые не имеет особого смысла. Обменные пункты как направление бизнеса практически исчерпали себя в силу ограниченности осуществляемых ими операций. «Набор транзакций, проводимых операционными кассами и другими структурными единицами банков — кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла, — не в пример больше. Сегодняшние обменники занимают не более 4—6 квадратных метров, этой площади недостаточно банкам для создания на их базе даже мини-офиса, — добавляет Алексей Тимонин. — Поэтому предположение о том, что банки стремятся подмять под себя обменники, дабы создать на их базе мини-офисы, не выдерживает никакой критики». Другое дело, что, «убив» бизнес уличных обменников, банки могут привлечь клиентов в свои более крупные офисы. Но в этом случае не исключено, что возродится бизнес уличных менял, у которых курс будет более интересен, чем в офисах банков. В отличие от последних, ни «менялы», ни значительная часть обменников налогов в полном объеме не платят, а значит, их услуги дешевле, хотя и опаснее. «Главная причина такой меры, на мой взгляд, это поддержка регуляторами бизнеса крупных банков, расширение рынков сбыта их услуг, пополнение капитала за счет менее крупных кредитных организаций и сокращение на этом фоне потенциальных уровней затрат бюджета на возможные новые меры по рекапитализации кредитных организаций РФ», — высказывает свою точку зрения Александр Осин. Еще одна возможная причина желания ЦБ упразднить обменники заключается в стремлении сдерживать спекулятивные настроения в период возможного роста спроса со стороны населения на иностранные денежные единицы в связи с возможной новой волной девальвации. Правда, как говорят эксперты, очередной обвал курса рубля возможен лишь в случае значительного снижения цен на нефть. В этом смысле у нас пока все в порядке, но вдруг… Почему бы тогда не подстраховаться?
Максим ЛОГВИНОВ