Законопроект о национальной платежной системе должен быть внесен в Госдуму не позднее 31 марта, потребовал от правительства президент Дмитрий Медведев. Но планы создания российского аналога Visa или MasterCard уже вряд ли осуществятся. За звучным названием законопроекта кроется лишь некий свод правил для действующей системы безналичных расчетов.
Президент Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину и вице-премьеру ― главе Минфина Алексею Кудрину до 31 марта внести в Госдуму проект Федерального закона «О национальной платежной системе», сообщила в среду пресс-служба Кремля. Это поручение дано по итогам заседания совета при президенте по развитию финансового рынка, которое состоялось 9 февраля.
Банковское сообщество не первый год обсуждает тему создания общероссийской платежной системы, через которую россияне могли бы оплачивать товары или государственные услуги, получать социальные выплаты в безналичном виде ― по электронной карточке. Но пока все остается на уровне обсуждения.
С 1993 года Сбербанк пытался создать единую расчетную карточку «Сберкарта». Основным преимуществом системы считались низкие тарифы для банков, желающих участвовать в ней. Именно за счет этого «Сберкарта» и собиралась конкурировать с основными игроками рынка. Однако картам этой системы так и не было суждено стать востребованными ни среди населения, ни среди банков-партнеров. Эмиссия «Сберкарт» не росла уже несколько лет.
Власти созрели для реализации подобного рода проектов только в прошлом году. В декабре на заседании президиума Госсовета и совета при президенте по развитию информационного общества президент Дмитрий Медведев поставил задачу создать национальный аналог Visa или MasterCard. Площадкой, на которой мог бы быть реализован этот проект, вызвался стать Внешэкономбанк. «Разумеется, ВЭБ, как институт, созданный государством для преодоления инфраструктурных ограничений роста, готов стать платформой, на базе которой могла бы быть создана процессинговая структура, база данных», ― пообещал глава ВЭБ Владимир Дмитриев. Остальным банкам Дмитриев отвел роль партнеров платежной системы. «Могут и должны участвовать львиная доля банков ― порядка 80%», ― уточнил Дмитриев.
Правда, Дмитриев признался, что проект создания нацсистемы не разработан в деталях, нет ни технического, ни финансового обоснования, зато есть решение создать Почтовый банк, который будет сотрудничать с отделениями «Почты России» по всей стране. Эта структура обеспечит население страны доступными электронными услугами, пообещал глава ВЭБа. Отвечая на вопрос президента, сколько потребуется на это времени при наличии нормативной базы, Дмитриев сказал, что в течение года эта работа может быть завершена.
Однако против предложения Дмитриева выступил глава Минфина Алексей Кудрин.
На прошлой неделе, находясь в Томске, он заявил, что не нужно смешивать два понятия ― национальная платежная система, с одной стороны, и создание электронных карт и банковских продуктов на базе отдельных банков, с другой. На базе одного банка национальная система не может быть образована, отрезал Кудрин.
Причина, по которой власти не хотят строить платежную систему на платформе одного банка, понятна. «Это дорого, ни один банк не потянет создание процессингового центра, через который впоследствии будут проходить триллионные транзакции», ― говорит депутат Госдумы, глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
Впрочем, о создании единой карты, похоже, речь уже вообще не идет. По мнению Кудрина, национальная платежная система ― это прежде всего правила работы всех базовых расчетных центров и ответственность за проведение платежей.
«Правила проведения всех расчетов в стране по всем вопросам, в том числе в банковской сфере и вне банковской сферы, включая платежные терминалы и телефоны, через которые мы вносим коммунальные платежи», ― пояснил министр.
Похоже, эту идею разделяют и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. И добавляют, что при создании национальной системы надо опираться на «уже существующую инфраструктуру карточных платежных систем и кредитных учреждений».
Таким образом, идея создания российского аналога Visa или MasterCard фактически умерла в зародыше. Остается лишь красивое название законопроекта.
Если бы власти действительно хотели создать единую платежную систему, действовать надо было по-другому, говорят эксперты. Важно, чтобы банки не перетягивали одеяло каждый на себя, а договорились поделить славу и будущие доходы.
«Начать можно с госбанков, чтобы они создали единую платежную систему между собой, а потом, если она окажется конкурентной по сравнению с западными аналогами и выгодной, к ней могли бы подключиться и другие банки», ― говорит Артур Атабекян, президент компании Vantage Life, специализирующейся на разработке и внедрении программ по стимулированию оплаты товаров и услуг банковскими картами. По его подсчетам, для создания более или менее полноценной платежной системы в масштабе страны необходимо участие 30 крупных банков, обеспечивающих 80% всех платежей. Лишь после этого можно выходить на международный рынок. «Если будет создана полноценная национальная система расчетов, то договориться о вхождении ее в систему той же Visa не составит труда. Visa не будет рассматривать российскую платежную систему в качестве конкурента, им выгоднее вступить с нами в деловые отношения», ― говорит эксперт.
Рустем ФАЛЯХОВ