Замглавы Минэкономики Андрей Клепач заявил, что экономика в 2010 году может вырасти на 4—4,5%, профицит торгового счета вместе с ростом цен на сырье — до $70 млрд. В этой ситуации господина Клепача больше всего беспокоит укрепление рубля, угрожающее конкурентоспособности экономики. Минэкономики попросит ЦБ не торопиться переходить к свободному курсообразованию. Опрошенные «Ъ» экономисты ожидают ускорения инфляции и образования новых «пузырей» в случае возвращения ЦБ к практике массированных рублевых интервенций для противодействия укреплению рубля.
Обновленный макроэкономический прогноз на среднесрочную перспективу Минэкономики должно опубликовать в апреле 2010 года, но уже вчера, выступая на автофоруме Института Адама Смита, замглавы министерства Андрей Клепач сообщил ряд параметров, которые могут быть его основой. «По официальному прогнозу, рост ВВП в 2010 году составит 3—3,5%, но это консервативная оценка. Если продолжится рост, который наблюдался в третьем и особенно в четвертом квартале 2009 года, то можем получить рост около 6%. Но ряд рисков ставит серьезные рамки для оживления экономики. Наиболее реальная оценка роста ВВП в 2010 году — это 4—4,5%»,— заявил замминистра. Основным фактором оживления в российской экономике, начавшегося во втором полугодии 2009 года, пояснил господин Клепач, стало улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, а в четвертом квартале 2009 года к этому добавились и внутренние факторы: «рост розничной торговли (см. рубрику «Сегодняшнее число».— «Ъ»» и, скорее всего, незначительный рост инвестиций и строительства». Хотя сдерживать восстановление экономики будет сокращение госспроса (на 7% в реальном выражении) и продолжающаяся пока стагнация банковского кредитования, уже во втором полугодии 2010 года Минэкономики ожидает начало устойчивого роста, «даже при цене на нефть $65—70 за баррель, а тем более при нынешней вероятной планке $70—75 за баррель и даже, вероятно, больше».
Экономистов не удивляет оптимизм Андрея Клепача. «Только эффект низкой базы 2009 года выводит рост в 2010 году на 5% как минимум, которые мы прогнозируем еще со второй половины 2009 года»,— говорит Антон Струченевский из «Тройки Диалог». Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала» считает, что в силу статистического эффекта «сравнивать экономические показатели с прошлым годом бессмысленно», а Юлия Цепляева из BNP Paribas считает, что Минэкономики просто «подгоняет свой прогноз под рыночный консенсус».
Впрочем, судя по всему, Андрея Клепача волнует не столько показатель роста ВВП в 2010 году, сколько перспективы укрепления рубля. О том, что при нынешней конъюнктуре цен и валютной политике ЦБ в ближайшие три года диапазон укрепления рубля составит от 18 до 20%, он заявил еще в прошлую субботу на Российском экономическом форуме в Швейцарии. Политика ЦБ, направленная на переход к свободному курсообразованию, по мнению представителя Минэкономики, грозит потерей конкурентоспособности — производительность труда в экономике растет довольно медленно. Вчера господин Клепач иллюстрировал свои доводы ожиданиями профицита текущего счета торгового баланса на уровне «$70 млрд и даже выше» в 2010 году, при перспективе восстановления инвестиционного и потребительского спроса, которые должны существенно ускорить рост импорта. «ЦБ и так немного сдерживает укрепление рубля, но, мы считаем, недостаточно»,— подчеркнул чиновник, добавив, что в любом случае полностью плавающий курс рубля в среднесрочной перспективе «вряд ли достижим», а покупка ЦБ валюты на открытом рынке «не несет в настоящее время больших рисков для инфляции».
Большинство опрошенных «Ъ» экономистов так же, как и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, опубликовавший свой прогноз в январе 2010 года, считают, что профицит текущего счета в 2010 году не превысит $40 млрд. С оценкой в $70 млрд согласен Алексей Моисеев — в силу того, что положительный эффект для платежного баланса с некоторым лагом будут иметь подросшие цены на газ. Между тем все опрошенные «Ъ» аналитики убеждены, что возвращение ЦБ на открытый рынок со свеженапечатанными рублями, при необходимости печатать их и для покрытия дефицита бюджета, приведет к росту инфляции и новым пузырям на рынке активов. Исправить эту ситуацию, по мнению Алексея Моисеева и Антона Струченевского, могло бы развитие внутреннего рынка облигаций — что от ЦБ, впрочем, мало зависит. «Это требует напряженной работы, чего в Минфине не хотят. Почему — я не знаю»,— отмечает господин Моисеев.
Юлия Цепляева считает, что если ее прогноз чистого притока капитала в $50 млрд по итогам года сбудется, то укрепления рубля до 26—27 руб./$ по итогам года не избежать. Это неизбежно заставит ЦБ под давлением промышленного лобби и Минэкономики играть против рубля.
Алексей ШАПОВАЛОВ