Количество пользователей онлайн-банкинга в Санкт-Петербурге ежегодно увеличивается в несколько раз, как свидетельствуют данные банков. До западных темпов роста нам, конечно, еще далеко, но зато какие перспективы расширить клиентскую базу, потирают руки банкиры. В кризис они осознали удобство дистанционного банковского обслуживания, которое скорее направлено не на то, чтобы получить ощутимую прибыль, а на то, чтобы серьезно сократить затраты. Ведь все операции клиент теперь может проводить сидя на диване, а банк между тем зарабатывает на комиссиях.
Как подсчитали специалисты аналитической компании ComScore, мировой лидер по количеству пользователей интернет-банкинга — Канада. Там 67,1% пользователей интернета подключены к услуге интернет-банкинга. В США и Австралии этот показатель чуть ниже и составляет 44,4 и 41,7% соответственно. Среди европейских стран лидируют Нидерланды — 52,9%. В России же проникновение данной услуги находится в зачаточном состоянии. Количество людей, прибегающих к управлению своими счетами через интернет, по разным подсчетам, составляет от 6 до 12% от общего числа пользователей интернета. Российские эксперты эти оценки считают завышенными, отмечая, что проникновение интернета в российских регионах ниже. По оценкам TelecomDaily, в столицах федеральных округов фиксированным интернетом пользуются порядка 20% населения, в Москве и Санкт-Петербурге значительно больше — 70 и 60% соответственно.
«Доля использующих интернет-банкинг в целом по стране чрезвычайно мала — по различным оценкам, не более 1−2% населения. Безусловно, большая часть приходится на Москву и Санкт-Петербург в связи с высоким уровнем доступности интернета и грамотности населения. Многим клиентам зрелого возраста до сих пор значительно проще обращаться напрямую в банк, чем общаться с онлайн-сервисами», — говорит генеральный директор Санкт-Петербургского филиала Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) Елена Шевелева. По оценкам аналитиков ИК «Финам», количество активных пользователей систем интернет-банкинга в России — порядка 1,8−2 млн. При этом динамика прироста клиентской базы — 70−90% ежегодно. Наиболее высокие темпы роста в последние
Если принимать во внимание, что в Санкт-Петербурге, по данным TelecomDaily, к фиксированному интернету подключено 1,13 млн домохозяйств, а мобильным интернетом пользуются еще 729 тыс. абонентов, то можно предположить, что из них порядка 150−220 тыс. подключают интернет-банкинг, и мобильный банкинг в том числе. Приблизительно такие же прогнозы делают и петербургские банкиры. Они отмечают, что в ближайшие два года в этом сегменте будет вестись самая активная борьба, что в конечном итоге повлечет за собой перераспределение клиентской базы банков.
В интернет за клиентом
Уже сейчас банки активно развивают интернет-обслуживание, понимая, что агрессивное продвижение данных услуг сегодня и сейчас, несомненно, увеличит их конкурентные преимущества. В прошлом году в ВТБ24 количество пользователей системы «Телебанк» увеличилось более чем в два раза, сообщили в банке. На начало 2010 года их общее число превысило 500 тыс. Из новых клиентов пятая часть приходится на Санкт-Петербург.
Количество пользователей системы Raiffeisen CONNECT выросло за 2009 год на 27,3% и по итогам года превысило 337 тыс. человек. В Санкт-Петербурге у интернет-банка 67 тыс. клиентов. «Сегодня мы можем говорить уже о 30% наших клиентов, активно использующих различные функции системы Raiffeisen CONNECT, а в Санкт-Петербурге этот показатель достиг почти 32%. Динамика позитивная, хотя, честно говоря, до уровня той же Финляндии нам пока, увы, далеко», — рассказывает директор регионального центра «Северо-Западный» Райффайзенбанка Александр Конышков.
Банк «Санкт-Петербург» считает это направление стратегическим проектом розничного бизнеса. В 2009 году востребованность услуги выросла в два раза: на 1 февраля у «Санкт-Петербурга» было 54 тыс. пользователей. В BSGV, по словам Елены Шевелевой, к услуге BSGV Direct в общей сложности подключаются порядка 90−95% новых клиентов, так что динамика роста в этом сегменте идентична росту клиентского портфеля. В петербургском филиале систему используют около 20 тыс. человек, что составляет 40% клиентской базы. Более 7,5 тыс. активных клиентов интернет-банка имеет в Санкт-Петербурге Промсвязьбанк. В целом по России общее количество подключенных к системе интернет-банкинга PSB-Retail в прошлом году выросло в три с половиной раза. «По Санкт-Петербургу мы ожидаем ежегодного прироста клиентов, активно использующих интернет-банкинг, на 10−15 тыс. человек», — поделился начальник управления по сопровождению стандартных и пластиковых продуктов Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Алексей Попов.
В конце 2009 года услугу «Сбербанк On Line» внедрил Северо-Западный банк Сбербанка. Систему SIAB-Online в марте запустил Банк СИАБ. Заключив договор с системой моментальной оплаты услуг «Элекснет», банк, по сути, перенес платежный терминал в интернет.
Минимальные издержки
Возможность расширить клиентскую базу — это одна из причин, почему банки сегодня активно смотрят в сторону интернета. Вторая — сокращение затрат. Интернет-банк — это средство доставки продукта, и, продавая услуги онлайн, банк сокращает свои расходы на открытие и содержание офисов, персонал, инкассацию и т. д. Он снижает стоимость операций, а клиент в это время производит обычные манипуляции самостоятельно. «Не секрет, что операционные издержки по поддержанию системы интернет-банкинга существенно ниже по сравнению с традиционным каналом продаж — дополнительными отделениями банка», — поясняет Елена Шевелева.
Нельзя сказать, что банк много зарабатывает на интернет-банкинге, но он значительно экономит. Как правило, платежи через интернет-банк стоят несколько дешевле, чем если бы клиент совершал их, придя в офис, а иногда и вовсе отсутствуют. Таким образом, банк стимулирует клиента обслуживать себя самостоятельно. По словам участников рынка, доходность интернет-банкинга напрямую зависит от количества операций, которые человек может совершать через эту систему. Интернет-банк может выполнять всего лишь информационную функцию — показывать остатки на счете, а может предоставлять возможность совершать платежи со счета. В последнем случае он становится самостоятельным прибыльным банковским продуктом.
О заработке на комиссионных банки активно заговорили в разгар кризиса, когда возможности кредитования были ограничены. Учитывая, что, по разным оценкам, сегодня порядка 10−15% клиентов кредитных организаций являются пользователями интернет-банкинга, его доля в общих доходах банков от предоставляемых услуг дистанционного обслуживания может быть весьма значительной, полагает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева.
Всеобщая мобилизация
Следующим шагом на пути завоевания продвинутых клиентов станет мобильный банкинг, не сомневаются участники рынка. Статистика и здесь обещает большие перспективы. Общее число пользователей мобильной связи в мире, по подсчетам AC&M Consulting, уже превышает 1 млрд человек, в России эта цифра составляет 192,8 млн (уровень проникновения — 132,8%).
Банки уже активно работают над тем, чтобы предложить удобный сервис для «умных» мобильников. По словам заместителя председателя правления банка «Санкт-Петербург» Павла Филимоненка, банком внедрена КПК-версия системы «Интернет-банк», позволяющая владельцам карманных компьютеров осуществлять вход в систему, управлять своими счетами, производить оплату услуг и перевод денежных средств. Теперь банк работает над внедрением системы мобайл-банкинга. В 2010 году планирует запуск упрощенной версии сайта системы для мобильных устройств с маленьким экраном и Промсвязьбанк. Хотя, по словам Алексея Попова, и сейчас можно воспользоваться интернет-банкингом с мобильного телефона: через канал GPRS войти в систему так же просто, как и с персонального компьютера — диалоговые интернет-страницы максимально функциональны и не содержат лишней или рекламной информации. Специальное приложение SIAB-Mobile для телефонов и iPhone запускает и Банк СИАБ.
«Говоря о мобильном банкинге, всегда необходимо разделять его информационную составляющую — получение выписок по счетам и информации по банковским картам, а также операционную — проведение платежей, перевод денежных средств между счетами. Если информационный мобильный банкинг уже приобрел в России определенную популярность, то операционный банкинг еще не достиг стадии активного роста», — отмечает начальник отдела продуктов управления пассивных и комиссионных операций ВТБ24 Елена Дегтева. По ее оценкам, в течение двух лет аудитория операционного мобильного банкинга по стране составит порядка 10% от аудитории мобильного интернета. При проникновении мобильного интернета среди пользователей глобальной сети до 20% и росте интернет-аудитории на 20−25% в год на рынке активного мобильного банкинга к концу 2011 года будет 1,2−1,3 млн пользователей. При этом к интернет-банкингу к этому времени, по прогнозам специалистов ВТБ24, будут подключены ориентировочно 7 млн человек.
Вероника КИМ