Попытка HSBC, пятого по капитализации банка в мире, завоевать рынок банковской розницы в России оказалась неудачной. Как стало известно «Маркеру», англо-гонконгский гигант заморозил развитие своей филиальной сети, которую еще недавно планировалось быстро расширять, и постепенно сворачивает то, что уже было сделано на российском рынке. HSBC не единственный заграничный банк, разочаровавшийся в России. Другие иностранцы также постепенно сворачивают розничные программы.
Почему иностранцы разлюбили Россию
Попытка HSBC, пятого по капитализации ($78,4 млрд в 2009 г.) банка в мире, завоевать рынок банковской розницы в России оказалась неудачной. Как стало известно «Маркеру», англо-гонконгский гигант заморозил развитие своей филиальной сети, которую еще недавно планировалось быстро расширять, и постепенно сворачивает то, что уже было сделано на российском рынке. HSBC не единственный заграничный банк, разочаровавшийся в России. Другие иностранцы также постепенно сворачивают розничные программы.
HSBC планировал рост бизнеса в 2010 г.
Разговоры о том, что HSBC
При желании HSBC мог демпинговать ― вкупе с традиционно высоким качеством обслуживания это позволило бы ему оттянуть часть клиентов от конкурентов. Но банк изначально сузил потенциальную аудиторию, предложив свои продукты в рамках лишь двух пакетов, ориентированных на средний и премиум-класс.По программе Plus клиенту необходимо внести на счет не менее 75 тыс. руб. либо эквивалент в валюте. Это минимальный остаток, который необходимо поддерживать. Пакет Premier доступен обладателям 1,5 млн руб. Банк рассчитывал оценить на практике перспективы рынка и начать серьезную экспансию уже в 2010 г.
Англичане уходят из России
Меньше чем через год после выхода на российский рынок в HSBC решили не расширяться. «Банк замораживает свой розничный бизнес», — заявил «Маркеру» источник в HSBC. Прежде руководство банка собиралось в начале 2010 г. открыть еще десяток филиалов и отделений в России. Но они не открыты и не будут открыты. Не планируетсярассказывает источник в банке и активное продвижение новых продуктов и услуг.
Для сворачивания активности в России банк избрал осторожную тактику: не резкое закрытие, а постепенное затухание деятельности. Решение было принято в конце прошлого года, и уже с начала этого банк стал вести себя совсем по-другому. В HSBC официально прокомментировать дальнейшие планы в отношении розничного бизнеса отказались, но все говорит о том, что банк осознанно уходит из России. По крайней мере из розничного бизнеса. Кредитный портфель с начала года снизился на 8,5 млрд руб. Сокращаются активыболее чем на 1 млрд руб. и депозиты «физиков».на 381 млн руб.
Другие иностранцы тоже не в восторге от России
HSBC — далеко не единственный иностранный банк, который сокращает свое присутствие на местном рынке или планирует это сделать. О намерении в будущем продать банковские активы в России недавно заявила бельгийская KBC, ранее потратившая на покупку Абсолют Банка $1 млрд. Избавление от непрофильных активов было одним из условий выделения банку помощи со стороны бельгийского государства. Практически свернул свой бизнес в России испанский Santander Consumer Bank. О потенциальной возможности продать российское подразделение заявили недавно и представители Raiffeisen International.Хотя уход группы из России в ближайшем будущем вряд ли состоится Понять отношение к российской рознице со стороны иностранных банков можно и по кадровым изменениям: как только в начале года Филипп Дельпаль покинул пост гендиректора российского банка Cetelem, представляющего розничный бизнес BNP Paribas, участники рынка заговорили о замораживании французами ритейла. Ведь Дельпаль известен именно как большой специалист по развитию розничного бизнеса.
Снижение интереса к развитию российских подразделений со стороны иностранцев очевидно, понятна и основная причина ― переоценка ими перспектив местного рынка. «Иностранные игроки, по всей видимости, провели переоценку перспектив рынка и решили оптимизировать свои расходы и сосредоточиться на других регионах, которые могут сейчас приносить прибыль. Россия по-прежнему интересна, но они не видят, что ее потенциал может быть реализован в ближайшие годы», — считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В результате кризиса у иностранных банков ресурсы сокращены, выросли обязательства ― им приходится выбирать более важные направления. Это значит, что российским клиентам еще несколько лет предстоит ждать, пока заграничные игроки принесут на отечественный рынок западные стандарты розничного бизнеса.
Александр ПОТАПОВ