Еврокомиссия выпустила отчет, в котором положительно оценивает идею введения налога на банки, ранее одобренную Германией, Францией и Великобританией. Согласно документу налог на кризис по американскому образцу сможет пополнить бюджеты европейских стран на более крупную сумму, чем налог на транзакции. По версии еврокомиссаров, банковский налог позволит в дальнейшем уберечь финансовый сектор от крупных рисков и при этом его введение не потребует значительных расходов. Отчет Еврокомиссии станет основой для подготовки к встрече министров финансов и глав центробанков стран ЕС, которая состоится 16—17 апреля в Мадриде.
Как говорится в документе, налогообложение по шведской модели, предусматривающей ставку 0,036% от балансов финансовых институтов, будет приносить в казну 27 стран -членов Евросоюза около 13 млрд евро в год. При этом Швеция, как и Германия, предлагает создать специальный фонд, который будет распоряжаться собранными средствами. Если же Европа склонится к американскому варианту налога на кризис со ставкой 0,15% , то сумма сборов может составить до 57 млрд долл. в год.
Важным преимуществом налога на банки, по мнению Еврокомиссии, является его расчет в зависимости от балансов финансовых институтов. Такой вид налогообложения не поможет банкам избежать выплат, даже если они решат вывести часть бизнеса за пределы Европы. Собранные средства помогут в будущем поддержать европейскую финансовую систему, особенно в случае возникновения новых кризисов. Кроме того, что немаловажно, в случае разногласий с США и другими ведущими мировыми державами этот налог можно ввести на европейском уровне.
По сравнению с налогом на банки налог на транзакции (так называемый налог Тобина), способный приносить в бюджет европейских стран до 20 млрд долл. в год, обладает рядом недостатков, говорится в документе Еврокомиссии. Во-первых, банки могут вывести бизнес в налоговые оазисы. Во-вторых, введение налога на транзакции приведет к диспропорциональной нагрузке на разные финансовые площадки. Тяжелее всего придется Лондону как главному финансовому центру Европы, в котором происходят до 80% всех транзакций. В-третьих, в отличие от налога на банки это вид сборов подразумевает координацию на глобальном уровне.
Татьяна ГЛАЗКОВА