Банк России — лучший по раскрытию информации среди 21 нацбанка, управляющего резервами от $70 млрд (кроме Японии, США и Соединенного Королевства, где резервами распоряжается Минфин), следует из его исследования. Он набрал 17 баллов из 22 возможных. По 16 у Норвегии и Польши. Индекс оценивает раскрытие информации по 11 показателям (валютная структура резервов, доходность, риски, географическое распределение, доля золота и т. п.).
ЦБ разделил центробанки на четыре группы. Самые открытые (Россия, Гонконг, Швейцария, Польша и Норвегия) раскрывают кроме объема резервов их валютную и страновую структуру, инструменты, в которые их разместили, доходность от инвестирования и рассказывают, как управляют ими. Например, ЦБ Швейцарии (резервы — более $90 млрд) описывает страховку от валютных и процентных рисков.
Нацбанки следующей группы (Индия, Австралия, еврозона и Южная Корея) дополняют стандарты Международного валютного фонда (МВФ) изменениями величины резервных активов и их валютной структуры. Например, ЦБ Индии ($255 млрд) сравнивает резервы с уровнем долга и объемом импорта. Центробанки еще одной группы (Франция, Германия, Бразилия, Таиланд, Малайзия, Турция и Сингапур) все, что выходит за рамки стандартов раскрытия МВФ, сообщают без конкретных цифр и данных. Самые закрытые нацбанки в Алжире, Китае, Мексике и Тайване: они сообщают лишь объем резервов и иногда их валютную структуру без подробностей. Чемпион по объему валютных резервов — Китай ($2,4 трлн) держит в тайне даже их валютную структуру.
Если рассматривать ЦБ как компанию, управляющую активами государства, не все наши УК могут с ним сравниться, например, по раскрытию доходности от инвестирования, говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков.
Елена ХУТОРНЫХ