В конце прошлой недели мировые биржи оказались в центре самой настоящей детективной истории. За каких-то пятнадцать минут на крупнейшей американской бирже Dow Jones произошел обвал — индекс опустился почти на тысячу пунктов. Следом одна за другой посыпались все ведущие мировые фондовые площадки — инвесторы в панике распродавали все, что только можно. Кто виноват? Якобы незадачливый трейдер, перепутавший кнопки. А может, и не он.
Это, конечно, не «черный понедельник» 1987 года, когда старейший нью-йоркский индекс рухнул более чем на 22%, а обезумевшие биржевые игроки выпрыгивали из окон. Но моментальное падение Dow Jones на 9% современные трейдеры запомнят надолго.
Первым делом обвинили, разумеется «медведей» — биржевых игроков, которые играют на понижение курсов акций. Достаточно всего лишь в заявке на сделку якобы случайно перепутать буквы «m» и «b» (от англ. million и billion. — «Известия»), и вот уже вместо «миллиона» появляется «миллиард». Нашелся и виноватый — один из трейдеров Citi Group. Но его вина пока не доказана.
Тут же появилась новая версия — технологический сбой. Примеров остановки торгов
Система электронных торгов спровоцировала массовую продажу ценных бумаг. Японский Nikkei 225 обвалился на 3,8%, австралийский S&P/ASX 200 упал на 2,3%, южнокорейский Kospi — на 3%. Российский индекс РТС опустился по сравнению с предыдущим днем на 5,55%, а ММВБ — на 5,61%.
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов отреагировал мгновенно и «выставил» предупреждающую табличку «сохраняйте спокойствие, будьте внимательны и осторожны».
— Мы не можем быть уверены в том, что обвал на американском рынке стал реакцией на объективные причины. В этой ситуации необходимо очень внимательно следить за поступающей информацией, анализировать ее, чтобы не стать жертвой технического сбоя, — предупредил он всех инвесторов.
Объективные причины для падения, конечно, тоже были. На рынок продолжала давить информация из Греции. На тот момент встреча европейских министров финансов в Брюсселе только готовилась. Доллар подскочил к евро, и стоимость евровалюты упала до минимальной с марта 2009 г. отметки — $1,25. Ну а инвесторы стройными колоннами побежали в «вечные ценности» — золото и казначейские бумаги США. Но этого все равно было недостаточно для того, чтобы спровоцировать такой обвал.
Впрочем, американский рынок быстро пришел в себя, и по итогам торгов индекс отыграл падение. Вернулся оптимизм и на европейские площадки.
Анастасия САВИНЫХ