Сегодня премьер Владимир Путин проведет совместную коллегию Минфина и Минэкономразвития. Мероприятие будет использовано как трибуна для ведущих министерств экономического блока, чтобы отчитаться об успехах в посткризисном восстановлении экономики. В этом контексте следует расценивать последний уточненный прогноз Минэкономразвития, согласно которому рост ВВП в текущем году составит 4%. Впрочем, эксперты не разделяют оптимизма чиновников, а политологи считают, что министерство работает с дальним предвыборным прицелом.
Центр развития Высшей школы экономики (ВШЭ), возглавляемый Сергеем Алексашенко, поставил под сомнение прогноз Минэкономразвития относительно роста ВВП России в текущем году на 4%.
По мнению аналитиков ВШЭ, в нынешней экономической ситуации этот показатель недостижим. «Мы не перестаем удивляться: только недавно вышла оценка МЭРа по росту ВВП в первом квартале — при этом сама министр признала, что рост «хрупок» и «слаб», на грани стагнации. Действительно, рост ВВП в первом квартале на 4,5% только на 0,6 процентных пункта был обусловлен ростом в первом квартале, все остальное — заслуги минувших дней, эффекта базы. И ровно спустя две недели министерство повышает прогноз ВВП до уровня 4%», — говорится в отчете Центра развития ВШЭ.
При этом в документе ВШЭ указывается, что увеличения прироста инвестиций и экспорта в физическом выражении министерство не планирует; повышение темпов роста розничного товарооборота с 3,3% до 4,4% способно дать 0,6 процентных пункта роста ВВП, но влияние последнего полностью нивелирует увеличение прогноза по импорту на 4,6%, что дает минус 0,7 процентных пункта роста ВВП. «Получается, что МЭР пошел ва-банк, продолжая раздувать рост ВВП в 2010 году за счет роста запасов», — делается вывод в отчете ВШЭ.
Учитывая понижение прогноза роста по промышленности — с 2,8% до 2,5%, получается, что весь прирост запасов ожидается в секторе строительства. Однако статистика за март показала, что объемы строительства в физическом и денежном выражении ниже прошлогодних показателей. Из чего следует, что этот сектор экономики лежит. «Уверенность, с которой МЭР упирает именно на этот источник роста, наводит на мысль о том, что показатель запасов не раскрывается полно в отечественной статистике. Значит, нарисовать по итогам года может кто угодно и все что угодно, как МЭР, так и Росстат», — резюмируют эксперты Центра развития ВШЭ.
В Минэкономразвития вчера от комментариев воздержались. Между тем политологи считают, что, занявшись улучшением прогнозов роста экономики, министерство включилось к кампанию по подготовке к президентским и парламентским выборам. До выборов остается уже менее двух лет, и властям важно показать эффективность экономических и социальных преобразований. В свою очередь, многие экономисты ставят под сомнение новые индикаторы роста ВВП страны. К скептикам относится аналитик компании «Открытие» Ольга Найденова. «Мы не ожидаем ускорения роста ВВП в 2010 году с текущих уровней. Наш прогноз по росту ВВП 3,1% на этот год связан с тем, что мы не ожидаем восстановления инвестиционного роста, а восстановление потребления пройдет во многом за счет роста импорта», — подчеркнула она. По словам Найденовой, строительство тоже вряд ли сможет стать локомотивом экономики. Мартовские данные свидетельствуют, что этот сектор по-прежнему показывает снижение, несмотря на эффект низкой базы прошлого года.
Кроме того, экспертам неясно — в каких сегментах экономики стоит ожидать роста. Бюджетные инвестиции были существенно сокращены, следовательно, рост вряд ли произойдет за счет дорожного и прочего инфраструктурного строительства, которое могло бы простимулировать экономику. В жилищном и коммерческом строительстве, после того как завершены ранее начатые проекты, вряд ли приходится ждать нового спроса, поскольку нет перспектив быстрого роста цен. Промышленное строительство в условиях все еще невысокой загрузки мощностей также вряд ли будет локомотивом, убеждена Найденова.
Аналитик «Тройки Диалога» Михаил Ганелин удивлен тем, что строительную отрасль правительство фактически назначило локомотивом экономического роста. За счет госфинансирования реализуются лишь несколько крупных инфраструктурных проектов — олимпийское строительство в Сочи, подготовка Владивостока в саммиту АТЭС-2012. Нового строительства в 2010 году никто не начинал, так что нельзя говорить, что спрос на строительные материалы начал расти. Напротив, по многим позициям спрос на стройматериалы снижается. Предприятия стройиндустрии активно создавали запасы в прошлом году, сейчас таких запасов они не делают.
В свою очередь, главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров считает пересмотр Минэкономразвития прогноза роста ВВП в текущем году в сторону повышения обоснованным. «Мой личный прогноз — рост ВВП на уровне 5,5% по итогам года. Поэтому все оценки экономического роста выше 4% находятся в пределах возможного», — говорит аналитик. По его словам, существуют два фактора, обеспечивающих достижение этих рубежей. Первый — база сравнения, которая сыграет роль. Даже если российская экономика ощутимо не вырастет, на фоне прошлогоднего падения показатели текущего года покажут заметную прибавку.
В Мой Мир Второй фактор — потребительский спрос. Отличие этого кризиса от других состоит в том, что он не привел к падению доходов населения. Напротив, доходы бюджетников и пенсионеров даже выросли. «Это привело к росту потребительского спроса в группах населения с более низкими доходами. Причем не только в столице, но и в регионах», — подчеркивает Тихомиров. По его словам, Минэкономразвития рассчитывает, что мировые цены на сырье до конца года останутся благоприятными для России, что поддержит бюджет и доходы крупнейших компаний.
Игорь НАУМОВ