На фоне кризиса в Европе спрос на американские долгосрочные активы достиг рекордных значений. Китай вновь начал покупать облигации минфина США. По мнению экспертов, неприятие рисков может затянуться на несколько месяцев, и это играет на руку доллару, который по-прежнему воспринимается инвесторами как основная «тихая гавань».
По данным минфина США, покупки акций, облигаций и других ценных бумаг США в марте составили 140,5 млрд долл., что вдвое выше прогнозов экономистов. При этом в феврале эта сумма составила лишь 47,1 млрд долл. Приобретения гособлигаций выросли до максимального уровня с июня прошлого года, поскольку крупнейший кредитор США, Китай, добавил этих бумаг в свои резервы впервые с сентября. По данным на начало года, около 46% всего государственного долга США приходится на зарубежных кредиторов, как частных, так и государственных. Эта доля неуклонно росла с 2001 года, когда она составляла лишь 30%.
«Спрос на гособлигации США объясняется растущими беспокойствами по поводу Европы, — пояснил Bloomberg экономист Janney Montgomery Scott LLC Гай Лебас. — Решение проблемы госдолга займет годы. Поэтому неприятие рисков сохранится в течение недель, и может быть, даже месяцев».
Как полагают эксперты, признаки устойчивости экономического восстановления, в том числе рост доходов компаний и фондового рынка США, могут повысить спрос на американские активы на фоне роста беспокойства относительно ситуации с государственными долгами в Европе. Крупнейшая мировая экономика росла три квартала подряд, и за первые четыре месяца этого года в США появилось 573 тыс. новых рабочих мест. Индекс американского фондового рынка Standard & Poors 500 вырос в марте на 5,9%, что является рекордным ростом с июля 2009 года.
«Зарубежные институциональные и частные инвесторы по-прежнему воспринимают американские активы как тихую гавань, — считает главный стратег по международным инвестициям Wells Fargo & Co. Пол Кристофер. — Ранее существовали некоторые опасения, что иностранные инвесторы начнут продавать американскую валюту, однако страхи были напрасны».
«Диверсификация (валютных резервов. — Ред.) была основным бременем для доллара в прошлом году, а теперь обратная диверсификация стала основным источником уязвимости евро, — отмечает главный валютный стратег Royal Bank of Scotland Group Алан Раскин. — Кризис может привести к увеличению разрыва еще на 2% в пользу США». Российский Центробанк в конце прошлого года сократил долю евро в международных валютных резервах до 43,8% с 47,5% годом ранее.
В этом году доллар укрепился к основным валютам на 7,2%, а евро упал на 8,7%. С начала года прогноз по курсу евро на конец 2010 года упал до 1,2—1,24 с 1,45 долл. за евро.
В марте международное рейтинговое агентство Standard & Poors сообщало, что высокий госдолг США и зависимость курса американской валюты от иностранного финансирования представляет для нее некоторую опасность. Кроме того, S&P предупреждало, что международные кредиторы Америки могут изменить доллару, если повысится привлекательность европейской валюты. «Если не появится адекватный план по снижению бюджетных расходов, внешние кредиторы могут сократить объемы долларовых активов в своих резервах. Это особенно вероятно, если они придут к мнению, что страны — участники еврозоны установили более сильные макроэкономические правила», — отмечали эксперты агентства. По их мнению, это может оказать давление на кредитный рейтинг США, который сейчас находится на самой высокой отметке (AAA) и позволяет американскому правительству делать недорогие заимствования. При этом эксперты S&P заявили, что в любом случае доллар успешно пережил финансовый кризис и в дальнейшем доля американской валюты в мировой торговле будет снижаться незначительно.
По мнению экспертов компаний Morgan Stanley, Wrightson ICAP, Pierpont Securities LLC, Федеральная резервная система США будет вынуждена сохранить базовую ставку на минимальном уровне, после того как Евросоюз объявил о программе поддержки экономики региона объемом почти 1 трлн долл. Фьючерсы на биржах показывают, что инвесторы оценивают вероятность увеличения ставки к декабрю на уровне 40% против 58% месяцем ранее.
Николай КОЧЕЛЯГИН