«О падении рубля смешно даже говорить. Прогнозировать спад доллара или евро — тоже». Об этом заявил вчера журналистам глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян на пресс-конференции «Изменение курса валют — что будет с евро?».
По его словам, евро был создан как альтернатива мировому монополисту доллару. При этом вес евро просчитывался десятилетиями, начиная с 1960-х годов, с целью держать обе валюты на паритете. И когда с развитием еврозоны за евро давали 80 центов, это было нормальное соотношение. Когда евро подрос до 1,2 за доллар, это уже был небольшой перебор, а когда отодвинул доллар на 40—50 процентов, то уже зашкаливал. Но сегодня евро вновь приближается к паритету, стоит 1,22 за доллар, поясняет Гарегин Тосунян. «И евро, и доллар — это необратимые валюты, потому что экономики их стран «мыслят» десятилетиями», — подчеркивает банкир. Сегодняшние же эксцессы в Греции, Португалии, Испании — это как легкая простуда для сильного организма, с которой он сам управится, уверяет Тосунян. По его словам, и США, и Европа показывают, насколько ответственно относятся к своим национальным валютам. И хотя процесс колебаний будет очень длительным, по мнению Тосуняна, в перспективе, максимум через пять лет, и доллар, и евро будут процветать и здравствовать. Что касается рубля, банкир еще раз напомнил, что стабильность отечественной валюты железобетонно зависит от мировых цен на нефть, а не от колебаний доллара и евро. Поэтому основные проблемы для российских монитарных властей связаны с ростом экономики и выходом из хронической части кризиса, уверяет банкир. То есть с борьбой за дешевые денежные ресурсы в стране, с помощью которых можно кредитовать предприятия и потребителей. Кстати, он особо отметил, что в апреле 2010 года потребительские кредиты в России дали рост в 1 процент, что очень здорово. И если сегодня банки пока еще держат этот сектор «зачехленным», осторожничают, то к концу года он пойдет в рост. В кризис рынок потерял 40 процентов динамики роста кредитной активности, напомнил Гарегин Тосунян. Поэтому одна из главных задач ЦБ теперь — стимулировать банки и их кредитную политику. А помимо снижения ставки рефинансирования, ЦБ, по мнению Тосуняна, должен еще сохранять и лояльные антикризисные требования по нормативам доходности и достаточности капитала банков, сниженные в острую фазу кризиса.
Глава АРБ с негодованием прокомментировал недавние предложения замминистра финансов Сергея Сторчака запретить экспресс-кредитование. «Не надо ничего запрещать, а тем более слаборазвитые экспресс-кредиты, которые, напротив, надо поощрять. Оставьте финансовый рынок в покое!» — воскликнул Тосунян. Взаимоотношения заемщиков и кредиторов при этом типе кредитов нужно тщательно прописывать в договорных обязательствах. И это чисто техническая работа ЦБ, и коммерческим банкам вполне по силам, замечает Тосунян.
Отдельной темой на пресс-конференции прозвучала проблема сбережений населения в разных валютах, особенно накануне массовых летних отпусков.
«Хранить деньги нужно преимущественно в тех валютах, в которых вы ведете свои ежедневные расходы», — напомнил Тосунян. «Если получаете в рублях и расходуете, то и сберегайте в рублях. Тем более к этому всегда подталкивают опережающие ставки по вкладам», — добавил он. Отпускникам же, отправляющимся в долларовые или евространы, посоветовал обзавестись мультивалютными пластиковыми картами, на которых можно сразу хранить множество валют. «Это очень удобно — привязаться к валюте через карту», -пояснил он, добавив, что все расчеты за границей идут по курсу ЦБ, а комиссионные за конвертацию банки не берут. Еще один на этот раз категоричный ответ на вопрос, что сегодня делать с уже приобретенными евро и долларами, получили любители валютных мелких спекуляций. «Ни в коем случае не ударяйтесь в мелкую спекуляцию. Любые операции по покупке-продаже валюты, если, конечно, они не идут на десятки и сотни тысяч, принесут только убыток», — заявил Тосунян. Он напомнил, что те граждане, которые в феврале-марте прошлого года скупали евро по 45 рублей, а доллары по 35 рублей, теперь, когда рубль вернулся обратно, сокрушаются и кусают локти. «Если вы уже вложили свои сбережения в валюту, то считайте, что это надолго, а на спаде, избавляясь от нее, вы будете только терять», — завершил свой финликбез банкир.
На вопрос корреспондента «РГ», как отразится падающий евро на российской промышленности, Тосунян еще раз подчеркнул, что колебания курсов — это естественное состояние валют, и в данном случае для России не является роковым. «В России сегодня из зоны евро импортируется много техники, за счет чего перево оружаются предприятия. Слабый евро им даже выгоден. А для отечественных экспортеров сырья, которые все расчеты традиционно производят в долларах, напротив, на руку усиление американской валюты к европейской», — пояснил Тосунян. К тому же валютные перипетии напомнят российским производителям о необходимости повышать конкурентоспособность товаров, производительность труда и снижать издержки, надеется эксперт. Его озабоченность вызывают, правда, золотовалютные резервы, значительная часть которых хранится в евро. Однако и здесь падение может быть компенсировано при росте курса доллара.
Татьяна ЗЫКОВА