Финансовые услуги в интернете — что может быть удобнее? Но Россия идет своим путем: банки становятся крупными игроками на рынке платежных терминалов. Онлайн-услуги, хотя они и дешевле, пользуются куда меньшим спросом. В стране проблемы с интернетом, компьютерной и финансовой грамотностью. Главное — не приживается банковский пластик, и в обозримом будущем граждане, похоже, так и будут платить наличными.
Фискализации назло
Уличные железные коробки, принимающие моментальные платежи,— российское изобретение. На Западе POS-терминалы используют только для оплаты отдельных продуктов, например проезда в метро. Когда-то там пользовались чековыми книжками, потом — банковскими картами, сейчас все больше платят в интернете. Россия — страна наличных, и терминалы, наше ноу-хау, уже успешно выходят за ее пределы к соседям.
Ставку на терминалы делают и наши банки — одновременно с установкой новых банкоматов. Над этим работают, например, Альфа-банк, ВТБ 24, «Русский стандарт» и Сбербанк. Последний в течение года собирается увеличить свою сеть на 5 тыс. штук, сейчас у «Сбера» — 11 тыс. терминалов, это 30% того, чем владеют все российские банки.
С 1 июня московский Сбербанк вводит в отделениях комиссию 2% за оплату ЖКУ. Тариф для удаленных каналов оплаты — 0,5%. На первый взгляд прогрессивно (в планах банка — перевести 70% платежей на удаленные каналы, разгрузив операционисток). На практике удаленный канал — это в первую очередь платежные терминалы банка. В 2009 году на долю кредитных организаций пришлось 9% терминальных платежей. Каждый третий был принят терминалами Сбербанка. По данным газеты «Коммерсантъ», Сбербанк ведет переговоры о приобретении или партнерстве с тремя участниками терминального рынка — «Элекснет», «Киберплат» и «Дельта телеком».
После того как владельцев платежных терминалов с 1 апреля этого года заставили выдавать фискальные чеки, выросли комиссии — в Москве, например, в среднем на 1—2% (банковское оборудование фискализация пока не затронула). В первой половине апреля многие терминалы были отключены: не все предприниматели успели оснастить их контрольно-кассовой техникой (ККТ), как того требует закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Сейчас даже те железные коробки, которые не выдают чеки (по оценке участников рынка, это примерно половина всех терминалов), работают: проверки налоговиков оказались выборочными, к тому же не особенно строгими.
В то же время массовое отключение точек приема моментальных платежей в ночь на 1 апреля поставило вопрос: а есть ли вообще у них будущее после роста комиссий? Хоть терминалы и на каждом шагу, через интернет платить все-таки удобнее. Большинство типовых платежей не облагается комиссиями, другие — существенно выгоднее, чем в терминалах или отделениях банков. Тем не менее популярности эти услуги в России так и не сыскали.
В холдинге OE Investments (владеет платежной системой QIWI, которая объединяет около 100 тыс. терминалов) ссылаются на статистику Всемирного банка. В прошлом году его специалисты опросили 1,6 тыс. жителей 40 российских регионов — более 40% респондентов отметили, что не имеют доступа к современным финансовым услугам: пластиковые карты есть у 15% россиян, и девять человек из десяти используют их лишь для того, чтобы обналичить зарплату. Платежными терминалами для оплаты повседневных услуг, по данным того же исследования, пользуются почти все — 90% опрошенных. «В России любят кэш: тем, кто получает зарплату наличными, онлайн-банкинг не подходит»,— говорит Виктор Петунин, коммерческий директор компании APAY.
В тени терминалов
Первые банковские интернет-сервисы появились в России в конце 1990-х, и поначалу дистанционному банковскому обслуживанию предрекали бурный рост. Ожидания не оправдались, хотя такими сервисами обзавелись десятки банков из числа крупнейших. В лучших электронных офисах можно открыть депозит или взять кредит, здесь же — внутренние и внешние переводы, управление картами, обмен валют и, наконец, оплата разного рода услуг: мобильной (или стационарной) связи, интернета, коммерческого телевидения, ЖКХ и т. д. вплоть до уплаты налогов или штрафов и пополнения баланса электронных кошельков. Законодательное ограничение, по сути, одно: если вы не являетесь клиентом банка, первый визит для открытия счета туда надо нанести лично, не забыв паспорт.
Впрочем, хватает и банков, которые через сеть предлагают лишь узнать о состоянии счета или отправить письмо в службу поддержки. «К сожалению нашему и наших клиентов, онлайн-банкинга у нас пока нет: через интернет можно узнать о состоянии счета, получить выписку или заблокировать карту. Мы развиваемся в этом направлении, уже устанавливается программное обеспечение»,— рассказывают в банке «Возрождение». Впрочем, даже Сбербанк онлайн-офисом обзавелся лишь два года назад.
У каждого из лидеров онлайн-банкинга, например Альфа-банка или ВТБ 24,— более полумиллиона аккаунтов. У многих счет идет на сотни или десятки тысяч. В то же время, например, по данным «Финама», в конце 2009 года российскими системами интернет-банкинга для частных лиц активно, то есть хотя бы раз в месяц, пользовались примерно 1,5 млн человек. А многие используют аккаунт лишь затем, чтобы узнать свой баланс. Например, среди 276 тыс. клиентов Промсвязьбанка, которые пользуются системой PSB-Retail, только информационный доступ — у 90 тыс. человек. По оценке компании ComScore, в России интернет-банкинг востребован 6—12% всех интернет-пользователей. Для сравнения: в мире, по оценке банка UniCredit, около 80% трансакций идет через удаленные каналы (в 1980-х 90% операций принимали на себя отделения).
Впрочем, ежеквартально аудитория PSB-Retail Промсвязьбанка увеличивается на 15%. Екатеринбургский «Банк24.ру», к примеру, в своей системе каждый месяц регистрирует 1 тыс. новых частных клиентов. «По сравнению с первым кварталом 2009 года число аккаунтов выросло в два с половиной раза, интернет-банкингом пользуется около 40% наших клиентов-физических лиц»,— приводит данные Сергей Лапшин, председатель правления банка. Среди клиентов Юникредит банка — 230 тыс. пользователей онлайн-сервиса Enter.UniCredit, в 2009 году аудитория услуги выросла почти на 60%. В банке «Авангард» интернет-банкингом пользуется каждый второй частный клиент — это около 100 тыс. человек.
Оборот всего этого рынка, по данным «Финама», составил в прошлом году примерно 30—40 млрд руб., в 2008-м — немногим более 20 млрд руб., в 2007-м — еще на 50% меньше. Похожие данные приводит РБК: 27,7 млрд руб. в 2009 году, 18,8 млрд руб.— в 2008-м, 12 млрд руб.— в 2007-м. «До кризиса темпы роста были двузначными (в годовом исчислении), сейчас процесс должен замедлиться»,— замечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «Основная часть пользователей, которых можно привлекать на обслуживание с помощью интернета, сосредоточена в крупных городах — их жители мобильны, в меньшей степени заточены на традиционное банковское обслуживание в офисах, у них меньше свободного времени»,— размышляет Галина Пушкина, начальник отдела разработки и развития дистанционных каналов обслуживания Промсвязьбанка.
Для сравнения: платежные терминалы в 2009 году собрали купюр на 649 млрд руб. (это на 20% больше, чем в 2008-м), число платежей достигло 5,9 млрд. Такие данные приводит Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). В следующем году, по ее прогнозу, железные коробки примут 6 млрд платежей, что позволит им собрать 740 млрд руб. Более 80% платежей, принятых терминалами,— оплата сотовой связи.
В онлайн-банкинге расклад иной. Значительная часть операций, проведенных частными клиентами по каналам дистанционного обслуживания (45%), по оценке «Финама», приходится на внутрибанковские переводы — в основном между собственными счетами клиентов. На втором месте — платежи, которые можно совершить через интернет-банк по уже сформированным шаблонам, их доля приблизительно 40%, затем — переводы, для совершения которых клиенты самостоятельно вносят банковские реквизиты. По данным РБК, на оплату сотовой связи, а также интернета и коммерческого телевидения приходится все же чуть больше половины трансакций. Впрочем, у каждого банка своя специфика. Играет роль то, что в иных случаях платежи принимаются в пользу лишь нескольких поставщиков услуг и товаров, а у некоторых банков — договоры с тысячами организаций по всей стране.
«У нас наиболее востребована оплата различных видов услуг (мобильной и стационарной связи, интернета, ЖКУ и т. д.). Далее — пополнение счета, платежи в рублях и валюте, конвертация валют. Организаций, которые принимают платежи через Enter.UniCredit,— более сотни»,— говорит Михаил Рудковский, начальник отдела развития удаленных каналов банковского обслуживания Юникредит банка.
«В апреле большая часть операций пришлась на платежи (45%) — оплату мобильной связи, доступа в интернет, коммерческого телевидения и коммунальных услуг. На втором месте — переводы между счетами и конвертация (36%), остальное — переводы в другие банки, для совершения которых клиенты самостоятельно указывают банковские реквизиты (13%)»,— приводит статистику Галина Пушкина из Промсвязьбанка.
«Самая популярная услуга — платежи в адрес сотовых операторов и интернет-провайдеров,— рассказывает Сергей Лапшин.— От них почти не отстают платежи за квартиру, домашний телефон, газ, телевидение, радио и охрану. Третье место поделили между собой платежи за интернет-сервисы и штрафы ГАИ. Далее — погашение кредитов, переводы, оплата Forex и т. д.».
Доминируют типовые платежи (от мобильной связи до ЖКУ) и в интернет-банкинге «Авангарда», их число значительно превышает другие операции — более 80%. В банке «Финам» примерно 40% трансакций — платежи внутри головного холдинга, остальное — связь, ЖКУ, налоги и т. д.
Комиссионный бизнес
Перемещение финансовых услуг онлайн выгодно и банкам, и их клиентам. «Вывод части элементарных операций из офисов позволяет высвободить сотрудников. При этом понятно, что проведение операции в офисе обходится дороже, чем в сети»,— объясняет банковскую выгоду Галина Пушкина. Кроме того, клиент, который пользуется интернет-банкингом, обычно более активен, проводит больше операций, чем если бы он обращался в офис лично.
Для клиента обычно интернет-банкинг бесплатен. Комиссии минимальны или отсутствуют вовсе.
Заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов призывает перейти на онлайн-банкинг: «Типовые платежи в интернете бесплатны, как, впрочем, и в банкоматах. В отделениях же их не принимают вовсе. А вот переводы через онлайн-банкинг еще и выгоднее: в офисе с вас возьмут 1% (не менее 100 руб., не более 1,5 тыс.), в сети — 10 руб. независимо от суммы».
«Дешевле и проще платить через интернет-банк: там уже есть все основные шаблоны платежей (у нас — около 200), они бесплатны, банк проводит их моментально и в круглосуточном режиме,— говорит Сергей Лапшин.— В банкоматах перечень шаблонов меньше, отсутствуют дополнительные опции, такие как выход на рынок Forex или возможность совершить отложенный платеж. В офисе за потраченное время сотрудников, амортизацию рабочего места и прочее банк возьмет комиссию от 1% (не менее 99 руб., но не более 1 тыс. руб.)».
В мае группа «Метрополь» и один из лидеров рынка интернет-банкинга Японии, компания SBI Holdings, договорились о продаже японской стороне 50-процентной доли в уставном капитале Обибанка. Акционеры намерены развивать банковские услуги в интернете, используя японские ноу-хау. Там уже многие годы привычным средством платежа является мобильный телефон. Впрочем, какие именно технологии будет развивать Обибанк, пока не сообщается.
«Хотя банки пока еще редко ставят терминалы вне отделений, в перспективе это очень серьезные игроки,— считает Виктор Петунин из APAY.— При грамотной организации работы они могут получить серьезное преимущество перед любыми компаниями, которые занимаются только терминалами: у того же «Сбера» уже заключены договоры со всеми региональными поставщиками услуг. Не хватает опытных менеджеров, но именно об этом банк ведет переговоры с несколькими игроками». В Москве и других крупных городах, говорит Виктор Петунин, терминалы принимают оплату за все. С поставщиками услуг владельцам железных ящиков помогали договориться представители платежных систем. В провинции внедрить в терминал оплату ЖКУ, детских садов и других подобных услуг куда сложнее. «Помимо того что нужно договариваться с поставщиками услуг, все эти платежи необходимо вписывать в программное обеспечение. Для скромного терминальщика из провинции — почти фантастика»,— резюмирует Петунин.
«Онлайн-банкинг набирает обороты медленно, оплата услуг через терминалы — народный способ, у которого есть масса преимуществ: шаговая доступность, простота. Хотя есть и проблема, отпугивающая клиентов: против хакеров пока нет адекватных мер»,— считает генеральный директор компании QuickPay Александр Шульженко. «Мало того что в России невысокий уровень доходов, вдобавок не везде доступен интернет, у населения проблемы с финансовой и компьютерной грамотностью. Играет роль и страх пред мошенниками, люди предпочитают доносить деньги до кассы — вдруг платеж затеряется в недрах интернета»,— соглашается Александр Осин.
«Масштабы угрозы велики. Пользователям необходимо использовать антивирусную программу, чтобы свести к минимуму риски заражения. Что касается степени защиты, ее невозможно объективно оценить существующими методами тестирования антивирусных продуктов»,— говорит Александр Матросов, руководитель центра вирусных исследований и аналитики ESET. А вот Сергей Комаров, руководитель отдела антивирусных разработок и исследований компании «Доктор Веб», считает, что, хотя и существуют вредоносные программы, невысокая популярность дистанционного банковского обслуживания вызвана не страхом пользователей перед хакерами — просто этот сервис клиентам предоставляет мало банков.
То, что не хакеры — главная проблема онлайн-банкинга, подтверждает парадоксальный факт. Онлайн-сервисы, которые продвигаются терминальными платежными системами, чувствуют себя неплохо. Например, систему «QIWI Кошелек» ежемесячно использует более 3,5 млн человек (всего в системе 14 млн аккаунтов), рассказывают в OE Investments. Каждый день сервис принимает порядка 170 тыс. трансакций, более 10% — через сайт QIWI, остальное — через терминалы. Оборот в 2009 году — 23,5 млрд руб., то есть примерно столько же, сколько у всех удаленных банковских сервисов вместе взятых. Дело в том, что деньги в «QIWI Кошелек» можно положить опять же наличные.
Вот банки и покупают вроде как несвойственные им по природе терминалы. «До конца года будет идти передел рынка. Какой окажется расстановка сил — не ясно, но усиление банков, думаю, неизбежно»,— говорит Павел Власов, руководитель управления платежных технологий банка «Финам». В канун старта кампании по фискализации терминалов «Финам» купил около 400 терминалов (банк уже контролировал сеть DeltaPay — третьего по количеству оборудования участника рынка), сейчас планирует приобрести еще несколько сотен. «Это диверсификация рисков, комиссионный бизнес в чистом виде»,— объясняет Власов. Пока наличные в России для микроплатежей не изжиты, терминалы — перспективное направление.
Олег ХОХЛОВ