Два высокопоставленных представителя ФРС во вторник высказали противоположные мнения о перспективах ключевой ставки, подчеркнув усиливающийся раскол среди руководителей американского Центробанка.
Президент ФРБ Чикаго Чарльз Эванс утверждает, что высокая безработица и низкая инфляция оправдывают удержание ставки на исключительно низком уровне.
«Я думаю, мы продолжим осуществлять аккомодационную политику в течение некоторого времени», — сказал он, выступая перед деловыми лидерами в Чикаго.
Однако его коллега Томас Хениг, президент ФРБ Канзаса, снова призвал американский Центробанк начать повышение ставки в ближайшее время, доведя ее до 1,0 процента годовых к концу лета с текущего уровня 0—0,25 процента.
Хениг представляет меньшинство в ФРС, которое, по мнению многих аналитиков, вряд ли разубедит совет Центробанка в том, что он должен поддерживать восстановление.
Однако это расхождение во мнениях посылает смешанные сигналы финансовым рынкам, и без того слишком восприимчивым в связи с европейскими долговыми проблемами.
Эта нервозность и ее влияние на межбанковское кредитование привлекло внимание ФРС. Некоторые регуляторы считают, что это подтверждает необходимость сохранять ставки заимствования низкими.
Эванс не верит, что замедление роста в Европе повлияет на США, полагая, что торговый эффект, «вероятно, будет ограниченным», так как на долю Европы приходится всего 15 процентов американского экспорта.
«Тем не менее, если события в Европе разовьются настолько, что начнут оказывать более серьезное и широкое влияние на финансовые рынки, то масштаб проблем для США может возрасти», — сказал он.
Несмотря на то, что прямые вложения в европейскую задолженность ограничены, дальнейшие проблемы с ликвидностью или кредитоспособностью в Европе могут привести к уходу инвесторов и кредиторов и сократить кредитование.
В мае ФРС открыла долларовые кредитные линии для Европейского Центробанка и других крупных центробанков, чтобы предотвратить возможные потрясения для международной банковской системы, они пока используются ни очень активно.
В ответ на худший финансовый кризис с 1930-х годов ФРС сократила ключевую ставку почти до нуля и осуществила множество экстренных мер, направленных на оживление кредитных рынков. ФРС удерживает чрезвычайно низкую ставку с декабря 2008 года.
Хениг скептически относится к такому продолжительному периоду предоставления тех же «легких денег», которые ввергли экономику в кризис, став причиной создания «пузырей».
«Я обеспокоен этим, — сказал он. — Я уверен, что нам нужна стабильная денежно-кредитная политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу».
Джеймс КЕЛЛЕХЕР, Кэри ГИЛЛАМ