Межпромбанк никогда не был интересным банком с точки зрения бизнеса — разве что как маленькая часть империи сенатора Сергея Пугачева. Но он, пожалуй, самая невзрачная ее часть: может, это налет юношеского романтизма, но самолеты и корабли всегда были мне интереснее. Даже табличка над входом в головной офис банка, что на Малой Дмитровке, абсолютно серая: и фон, и сама надпись. Похоже, и самому владельцу этот банк не так интересен — судя по тому, как вяло и неразборчиво его спасали. И спасают.
В этой истории до сих пор больше вопросов, чем ответов.
Оказывается, банк может задерживать платежи более 14 дней, хотя после этого ЦБ вроде бы обязан отозвать у него лицензию. Можно не платить по обязательствам перед компаниями и банками и получить кредит от госбанка на выгодных условиях.
Непонятно, обеспечены ли (а если обеспечены, то чем?) долги Межпромбанка перед ЦБ и держателями облигаций. Вчера на сайте ЦБ объем беззалоговых кредитов сократился на 32 млрд руб. (столько должен Межпромбанк), но объем обеспеченных кредитов не изменился.
Судя по неофициальным комментариям сотрудников ЦБ, там надеются вернуть деньги. «Куда-то же он их дел, $1 млрд невозможно пропить или потерять!» — недоумевает один из них.
Признаюсь, я рассчитывала услышать другой ответ на вопрос, куда пошел кредит ЦБ.
Единственное, в чем удалось убедиться воочию, так это в том, что, если хочешь построить бизнес в России, не обязательно исполнять законы, не надо даже платить кредиторам вовремя. Главное — уметь договариваться с регулирующим органом и друзьями, которые добились большого политического успеха. А вы говорите — на Северном Кавказе у нас клановость.
Без видимой экономики и с большим количеством необеспеченных кредитов (их 87%, утверждает Fitch) банк может прекрасно существовать. Неудивительно, что при такой страусиной реакции регулятора в нашем банковском секторе долгое время успешно существовали Связь-банк и «Глобэкс».
Недаром первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев уверенно заявляет, что, даже если входящий в тридцатку крупнейших банков страны Межпромбанк лишится лицензии, банковского кризиса это не вызовет.
Татьяна ВОРОНОВА