В конце прошлой недели британский банковский гигант HSBC предпринял первые конкретные шаги по выходу на российский розничный рынок — ввел должность куратора банковского ритейла в России и назначил на нее англичанина Криса Барри. По мнению участников рынка, при наличии агрессивной стратегии HSBC сможет побороться в России с конкурентами уровня Ситибанка, однако для ее реализации потребуется крупная покупка, объектом которой может стать одна из ведущих кредитных организаций.
По сообщению Reuters, в конце прошлой недели в Москву прибыл Крис Барри, которому руководство HSBC поручило развивать российское розничное направление. 45-летний англичанин имеет 28-летний опыт в финансовом ритейле. В последнее время он возглавлял розничное подразделение HSBC в Саудовской Аравии, добившись за два года увеличения прибыли в полтора раза и на 25% (до $10,9 млн) увеличив ссудный портфель. В России HSBC намерен представить полный ассортимент продуктов, в том числе потребкредиты и ипотеку.
HSBC Holdings входит в тройку крупнейших в мире финансовых организаций. В 76 странах мира работает 9500 отделений банка. По итогам деятельности за первое полугодие 2006 года активы HSBC Holdings составили $1,74 трлн, что позволило банку обойти по общему объему активов предыдущих лидеров банковского бизнеса — американский Citigroup ($1,63 трлн) и японский банк Mitsubishi UFJ ($1,57 трлн). В России в настоящее время HSBC представлен дочерним банком Эйч-Эс-
В HSBC не раскрывают, каким образом банк намерен занять нишу на розничном рынке России. В лондонском и московском офисах HSBC от комментариев отказались. По мнению участников рынка, английские банкиры могут пойти на приобретение крупного розничного банка. «Если HSBC ставит цель занять место на рынке, надо кого-то покупать. Постройка собственной сети — это потеря времени»,— сказал член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев, оценив минимальный срок открытия одного отделения в шесть месяцев.
Однако участники рынка отмечают, что купить крупный банк сейчас сложно. Как считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин, «претендентов немного — практически все из первой тридцатки либо не продаются, либо уже куплены». Из интересных объектов называют банки «Возрождение», «Союз» и «Русский стандарт». Но глава «Возрождения» Николай Орлов неоднократно говорил, что не собирается продаваться стратегическому инвестору, а владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико уже однажды отказал BNP Paribas, находясь на гораздо худших позициях, нежели сейчас. В настоящее же время аналитики Газпромбанка оценивают стоимость его бизнеса в $2,5—3,5 млрд, хотя HSBC может себе позволить такую цену.
Эксперты отмечают, что если HSBC купит крупный банк, он может составить конкуренцию Ситибанку. Доля последнего на рынке потребкредитования составляет 0,9%, что достаточно много для насыщенного рынка. Так, после покупки Импэксбанка Райффайзенбанк ушел далеко вперед — его доля составляет в России 1,6%. По мнению Дениса Мухина, при таком отрыве догнать Райффайзенбанк будет тяжело. Зато Ситибанк и HSBC, конкурирующие в мире, могут продолжить борьбу и в России.
Вместе с тем вице-президент Ситибанка Наталья Николаева признает, что «для построения собственной сети банку нужно не менее трех лет, а в случае покупки российской кредитной организации аналогичное время потребуется на совмещение культур и технологий». Дополнительное время уйдет на привыкание к новой марке. «Брэнд HSBC в России не слишком известен, хотя со своей дочкой они присутствуют в России достаточно давно,— говорит глава ЦЭА Интерфакс Михаил Матовников.— Значит, нет четкой агрессивной стратегии, а без этого выход на рынок ни к чему не приведет».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Юлия ЧАЙКИНА