Группа из двух банков-инвестиционного и розничного, с одинаковым названием «Траст«-вышла на уровень, когда, по словам ее главного акционера Ильи Юрова, от желающих приобрести «Траст» нет отбоя. «Предложения о покупке бизнеса нам поступают от всех крупных финансовых институтов с периодичностью раз в неделю»,-утверждает Юров. Поверить можно: всего за год розничный Национальный банк «Траст» с нуля ворвался в первую десятку по таким продуктам, как автокредиты и кредиты наличными. Но, как говорит Юров, еще года
Сколько стоит минус
В мае 2004 г. нынешние владельцы банков «Траст» выкупили банковский бизнес у уже находившихся в заключении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Все обошлось Илье Юрову с партнерами в $100 млн. Сколько точно стоил инвестбанк «Траст», а сколько-коммерческий «Менатеп-СПб», акционеры не сообщали. В условиях сделки сказано, что за 68,38% «Менатепа» и 86,35% «Траста» выплачивается $83,9 млн, а остальные $16,1
Вся команда покупателей вышла из правления ИБ «Траст». Владельцем банков стала компания Trust Management Company, 90% в которой принадлежит зарегистрированной на Кипре TB Holdings Co. В кипрской фирме 27,28% принадлежит Илье Юрову, а долями по 18,18% владеют Сергей Беляев, Олег Коляда, Арташес Терзян и Николай Фетисов. Беляев возглавил ИБ «Траст», Коляда-«Менатеп», практически сразу переименованный в Национальный банк «Траст». Терзян занялся отношениями с корпоративными клиентами в инвестбанке, Фетисов-финансовым планированием группы. Юров возглавил советы директоров обоих банков.
Купленные банки были очень разными как по роду деятельности, так и по состоянию. «Траст», самый крупный из инвестбанков, в своем сегменте (инструменты с фиксированной доходностью) серьезно конкурировал с главными игроками в российском инвестиционном банкинге вроде UFG. «Менатеп» же по масштабам своей розничной сети делил 2-4-е места с ОВК и Импэксбанком, заметно уступая только Сбербанку. Но сеть не работала. В банке не было ни розничных продуктов, кроме зарплатных карточек для сотрудников корпоративных клиентов, ни самих клиентов-кроме тех же сотрудников. Развивать ритейл требовалось с нуля.
На переоформление прав собственности, ребрендинг «Менатепа-СПб» и создание единой модели управления банками ушло больше года. Как раз закончился своеобразный мораторий на перепродажу актива: по условиям соглашения с бывшими владельцами в случае перепродажи банков в течение двух лет с момента сделки Юров должен был разделить разницу в цене с бывшими собственникам. Иностранные игроки тем временем начали платить за сети суммы, втрое и более превышающие капитала банка. Казалось бы, самый прямой путь для инвестбанкира-продать розничный банк. Однако Илья Юров решил создать «национального чемпиона» по банковским услугам для населения-«войти в тройку лидеров по ритейлу». А точнее, в пятерку: заведомо недосягаемые Сбербанк и ВТБ не в счет.
Какая розница?
Заявления главы «Траста» специалисты встретили со скепсисом. «Инвестбанкиры-рафинированные и распальцованные эстеты, а тут нужно строить конвейер,-считает руководитель банковского направления РА «Интерфакс» Михаил Матовников.-Пока примеров серьезных успехов нет, взять хотя бы «НИКойл» с Автобанком и «Уралсибом». Инвестбанк присоединил две серьезные сети, но заметным игроком в ритейле так и не стал».
Между тем розничному НБ «Траст» уже есть чем похвастать. По итогам первого полугодия 2006 г. банк занимает 8-е место по выданным «физикам» автокредитам ($102,6 млн) и 9-
«Бизнес НБ «Траст» выглядит совсем не так, как при прежних владельцах,-говорит президент инвестбанка Сергей Беляев.-Но мы еще не сказали своего слова в ритейле… По большому счету, успехов в ритейле пока добился только «Русский стандарт». Поэтому у нас сейчас нет ни желания, ни аргументов для продажи».
О том, как НБ «Траст» будет превращаться в чемпиона, SM рассказал президент этого банка Николай Фетисов. «Успех, по-моему, вообще никогда не складывается из ноу-хау,-говорит он. — Банковский ритейл-это бизнес, новый лишь для России, а в принципе все в нем давно придумано». Нужно только грамотно перенести на российскую почву наработанные технологии, подобрать команду, сфокусироваться на самых быстрорастущих сегментах. Таковыми в банке сочли работу с малым и средним бизнесом, а также ритейл в регионах.
«Рубиться в Москве или Питере точно не нужно»,-объясняет Фетисов, отмечая дороговизну столичной недвижимости и рабочей силы. Кроме того, по его мнению, в Москве чрезвычайно тяжелая ситуация с мошенниками. Ну и, конечно, острейшая конкуренция. «Взять все вкупе-лучше не соваться»,-полагает Фетисов.
Для каждого из оставшихся регионов банк разработал детальный план с конкретной величиной розничных портфелей в разных продуктах: автокредитовании, потребительских кредитах, ипотеке. Аналитики банка рассчитали потенциал регионов, спрогнозировав, где какой максимальный кредитный портфель население может себе позволить. За этим последовала оценка необходимой инфраструктуры и возможностей финансирования замысла.
Наличие сети «Менатепа» существенно снизило затраты. «Первые два года вообще не требовалось открывать новые точки: нужно было оснащать имеющиеся, инвестировать в технологии, команду, продукты, выстраивать продажи»,-рассказывает Фетисов. Только когда имеющийся ресурс стал работать с загрузкой, близкой к 100%-во II квартале 2006 г.,-начали открывать новые отделения и допофисы. До конца года «Траст» собирается открыть 25 новых точек. «В основном фокус идет на новые города-сателлиты тех, где у нас уже есть филиал,-поясняет Фетисов.— Если у нас есть филиал в Екатеринбурге, мы скорее откроем допофис в Нижнем Тагиле, чем еще один в Екатеринбурге». Сеть «Траста» сейчас покрывает все города с населением от 400 000 человек на 90%, считают в банке. Цель-обеспечить такое же покрытие городов от 100 000, потом от 50 000. Пройдена половина пути. Сейчас у НБ «Траст» около 140 точек, а для достижения цели, по расчетам специалистов банка, необходимо 250—300.
Продуктовый набор
Из банковских продуктов, на которые НБ «Траст» сделал ставку, наиболее удачно идут дела с автокредитами и кредитами наличными. Автокредитование ничем не отличается от предложений других банков, но растет быстрее-работает ставка на регионы. У кредитов наличными есть особенность: «Траст» до сих пор выдает их только сотрудникам корпоративных клиентов. Американская модель bank at work, когда-то придуманная американским Citibank, помогает снизить риски выдачи таких кредитов. «Люди, которые работают, являются существенно лучшей клиентской базой, чем те, которые просто ходят по улице»,-констатирует Фетисов.
Он старается по возможности экономить ресурсы, необходимые для развития сети. Заемщики «Траста» теперь редко приходят в его собственные отделения, чтобы погасить кредит. Банк пропагандирует альтернативные пункты приема денег вроде почты и региональных платежных систем, выросших из контор по сбору платы за сотовую связь. Хотя поначалу банк не пользовался агентами-все клиенты приходили гасить кредит в отделение. Так создавался поток для реализации дополнительных продуктов, прежде всего депозитов. Расчет оправдался: за последние полгода депозитный портфель «Траста» рос в 2—2,5 раза быстрее, чем в среднем по банковской системе.
Первоначальная работа в относительно нерискованном сегменте-с сотрудниками корпораций-позволила спокойно отладить риск-менеджмент, скоринг и коллекшн. Но вряд ли можно прийти к «национальному чемпионству», не заходя на открытый рынок. «Всякому овощу свой сезон,-обещает Фетисов.-Естественно, мы появимся на открытом рынке до конца года: по наличным кредитам и по кредитным картам. Но я предполагаю, что еще какое-то время большая часть наших продаж будет идти не через каналы открытого рынка». Понятно: дефолтность по автокредитам (выдаваемым на открытом рынке) выше, чем по кэшу, хотя, как уверяет Фетисов, и ненамного-«не более чем на 10%». Поэтому ставка по кредитам для «уличных» клиентов будет выше, чем для корпоративных. Сегодня объявленная ставка по кредиту наличными составляет 17% годовых, эффективная-30-35%, что ниже рынка. «У людей небогатый выбор: пойти в «М. видео» и взять под 60% у тех, кто там сидит, либо пойти в Сбербанк и взять под 18%. Но это очень волокитно,-рассуждает Фетисов.-Мы хотим быть золотой серединой: можно взять прямо на работе и гораздо дешевле, чем в «М. видео»».
Еще один фирменный продукт «Траста«-кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса. Серьезно им занимается относительно немного банков, и войти в заданную «тройку» реально даже с нуля. На 1 марта 2006 г. кредитный портфель и был равен нулю, а к июню составлял $3 млн. Надия Черкасова, отвечающая в НБ «Траст» за кредитование малого и среднего бизнеса, говорит, что в этом году банк выдаст $200 млн, а к концу 2007-го-$810 млн.
Банк запустил программу, по которой выдача денег малому предпринимателю происходит в течение 24 часов с момента его обращения в банк. За это время консультант банка должен выехать на место, оценить потребности предпринимателя, его финансовое состояние и принять решение о выдаче ссуды. Если с момента приезда консультанта до уведомления о решении прошло более 24 часов, банк снижает процентную ставку (базовая-19% годовых).
In what we trust
Для рынка намерение «Траста» войти в тройку и строить розничный бизнес в регионах-верный признак подготовки к продаже. Владельцы группы опровергают это мнение. «Мы ничего не продаем,-заявил SM Сергей Беляев.-Это все равно что продать свою квартиру только
Зато одна из московских инвесткомпаний работает по мандату партнера Юрова Олега Коляды. В июле он решил покинуть «Траст» и банковский бизнес вообще. «С высокой долей вероятности можно сказать, что доля Коляды будет выкуплена остающимися партнерами»,-заявил SM Юров, подтверждая уверенность в успехе своего дела. Сам Коляда рассказал, что находится в раздумьях, «что делать с имеющимся пакетом: продать целиком, оставить часть в виде инвестиции или вообще сохранить всю свою долю». Пока он и партнеры провели только общий разговор. «Главный вопрос-в цене»,— говорит Коляда. «Оценки наша и Коляды отличаются не принципиально,-уточняет Юров.-Мы не спорим, а обсуждаем».
Два года назад партнеры подписали «Соглашение между акционерами», регламентирующее механизм ценообразования и отчуждения доли любого из партнеров. Он предусматривает в том числе получение рыночных котировок продаваемого пакета, поэтому Коляда и подписал мандат на оценку своей доли. «И компания-посредник, и я сам сейчас проводим переговоры с потенциальными покупателями, чтобы понять: сколько реально стоит именно этот пакет,-рассказывает он.-Конечно, право первой ночи принадлежит нынешним акционерам, но по истечении 30 дней с объявления оферты я могу продать долю кому угодно». Оферта, как ожидается, будет сделана в октябре, а cейчас, как говорит Коляда, «заявлен некий индикативный уровень: если я буду продавать, то исходя из определенного коэффициента».
Этот уровень, по его словам, находится в районе последних продаж розничных банков, а Росбанк и Инвестсбербанк были оценены примерно в четыре капитала. Для небольшого пакета цена может быть пониже, соглашается Коляда. По словам Юрова, за оба банка «Траст» международные финансовые институты «сегодня предлагают
По цене партнеры, скорее всего, договорятся. «Хотелось бы уйти так, чтобы это не было потрясением для бизнеса, в который вложено столько сил»,-говорит Коляда. Другой вопрос-почему он уходит, несмотря на вроде бы замечательные перспективы национального чемпионства. «У меня немного другой взгляд на перспективы банковского бизнеса, чем у Юрова. Если бы я видел то же, что видит Юров, я бы не выходил из этого бизнеса,-говорит Коляда.-Сегодня меняются многие вещи: и в стране, и в банковском бизнесе. Это нельзя не учитывать». На его взгляд, сегодня привлекательнее тема «приоритетных национальных проектов«-строительство, сельское хозяйство.
Сам Коляда всегда занимался корпоративным бизнесом. «Ритейл-не мой профиль,-признает он.— Это конвейер, и туда должен прийти технолог». Скорее всего, реализовывать национальные проекты бывший банкир будет у себя в Самаре. Помимо планов в строительстве у Коляды там есть «партнер с хорошей ресторанной сетью», собирающийся вывести ее на федеральный уровень.
А в руках Ильи Юрова и трех его оставшихся партнеров через пару лет может оказаться уникальный актив: сильный розничный банк, выстроивший бизнес по западным рецептам, и, как и прежде, сильный инвестбанк. Позволит ли это при продаже поставить рекорд по коэффициенту к капиталу? «Скорее нет,-считает руководитель инвестиционно-банковского направления ИК «Тройка Диалог» Дмитрий Кушаев.-Покупатель обычно концентрируется на одной деятельности. В данном случае нужен банк, который одинаково интересуют оба эти направления в России». Таких немного, но и не сказать чтобы совсем не было-например, HSBC или BNP Paribas.
Наталия Орлова