Неделя началась с новости о том, что Китай обошел Японию по ВВП и стал второй экономикой мира после США. Пока в этих рейтингах европейские государства учитываются порознь, но на самом деле на первом месте Евросоюз, затем США, зона евро, КНР и Япония. И только потом Бразилия, Канада, Индия и Россия.
С США, Канадой и Японией, а также Бразилией и Россией вроде бы все понятно: первые три будут спускаться в списке крупнейших экономик, а последние две — подниматься. Но с Индией гораздо сложнее. Она не просто может расти экономически и будет это делать согласно расчетам аналитиков — она обязана очень быстро расти, ведь под боком у нее поднимается могущественный во всех отношениях Китай. И если Индия хочет выжить под крылом китайского дракона, то ей ничего не остается, как тоже стать супердержавой будущего.
Экономисты уже давно спекулируют на тему того, что скоро индийский слон начнет догонять китайского дракона. Кстати, употребление образов столь разных животных неслучайно: индийская экономика гораздо более рыночная, ориентирована на сектор услуг в ИТ и потребление среднего класса, а народное хозяйство Поднебесной — на экспорт, регулирование и массовое дешевое производство. Индийская экономика меньше, развивается медленнее, а бедность в ней выше. Словом, экономики соседей различаются не меньше, чем слон и дракон. Так вот: похоже, что слон таки начнет догонять дракона большими скачками.
Краткое содержание экономического соревнования 1980—2009 годов — ежегодный экономический рост Индии сильно отставал от аналогичного показателя Китая. Сначала было в среднем 2—3%, потом 6%, потом 8—8,5% против средних 10% в Китае. Однако экономисты Четан Ахья и Кин Ван из Morgan Stanley во вчерашнем обзоре утверждают, что в 2013—2015 годах слон ускорится до 9—10% в год, а дракон замедлится до 8%. Это будет символично и даст надежду индийцам на то, что, как предсказывал PriceWaterhouseCoopers в докладе «Мир-2050», к 2050 году Индия действительно станет третьей экономикой мира после Китая и США (без учета Европы). Причем эта тройка (или четверка с Европой) будет лидировать с огромным отрывом — ВВП Индии станет в 3,4 раза больше ближайшего конкурента Бразилии. От КНР Индия отстанет лишь в 1,5 раза (сейчас более, чем в 3). С такой экономикой слон сможет более-менее на равных бороться с драконом за политическое влияние.
Почему же в критический момент экономической гонки Поднебесная начнет уступать Индии? Ответ в конечном итоге кроется в демографии, считают исследователи и в Morgan Stanley, и в школе управления «Сколково». Китай стареет, чему способствует политика «Одна семья — один ребенок». Сейчас доля людей старше 60 лет составляет 12% от всего населения. Она растет и достигнет 32% в 2050 году. Одновременно благосостояние населения растет, и будет все труднее выдерживать конкуренцию за счет молодой и дешевой рабочей силы.
В Индии ситуация обратная. Во-первых, средний индиец беднее среднего китайца примерно в 2,2 раза, что хорошо для сохранения конкурентоспособности. Во-вторых, сейчас треть населения моложе 14 лет и скоро эта треть начнет становится совершеннолетней, а это хорошо как для экономики (больше рабочей силы), так и для политики (больше молодежи призывного возраста можно поставить под ружье). В-третьих, мало стариков: их доля в 2025 году достигнет 11%, в то время как у Китая их уже 12%. В-четвертых, скоро индийцев станет больше: население обеих стран сравняется в 2031 году, а в 2050 индийцев будет 1,66 млрд против 1,42 млрд жителей Поднебесной.
В общем, в самый разгар соревнования Китая и Индии у последней появляются хорошие экономические перспективы. Это дает шанс, что эта холодная война продлится дольше, чем ее предыдущая версия. Впрочем, знатоков экономической истории это не должно удивлять — в первом тысячелетии нашей эры индийская экономика была крупнее китайской примерно на треть. Пора восстановить status quo!
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ