Международный финансовый центр (МФЦ) должен создаваться в России не только на уровне Москвы, но одновременно в крупных городах регионов. Об этом заявил на Байкальском экономическом форуме (БЭФ) руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин, сообщает ИТАР-ТАСС. «Создание международного финансового центра должно стать частью регионального развития и перехода регионов на инновационный путь развития», — полагает он.
Смещение акцентов в масштабной задаче по созданию МФЦ должно, по его словам, проявиться в «повышении насыщенности регионов банковскими учреждениями». Это означает, что федеральным властям необходимо стимулировать появление региональных инвестбанков, а крупным городам — выходить на инвестиционные рынки со своими ценными бумагами, но не для латания бюджетных дыр, а для привлечения инвестиций. «Нужно формировать международный финансовый центр на уровне крупных городов и макрорегионов», — убежден он.
В 2009 году, как следует из отчета Центробанка «О развитии банковского сектора и банковского надзора», крупные многофилиальные банки проводили политику снижения издержек за счет уменьшения количества своих региональных подразделений. Число филиалов действующих кредитных организаций (без учета Сбербанка) снизилось на 5,8% — с 2695 до 2538. Сбербанк России в процессе работы по оптимизации филиальной сети сократил количество своих филиалов на 130. А регионом-лидером по насыщенности финансовыми услугами в нашей стране считается Чукотка. Это прямое следствие проводимой бывшим губернатором региона Романом Абрамовичем политики, которая была направлена на минимизацию наличного денежного обращения и максимальное развитие безналичных платежей. На один офис на Чукотке приходится всего полторы тысячи человек.
На одно банковское учреждение в среднем по России приходится 3,3 тысячи человек, в то время как в Западной Европе этот показатель равен 1 тысячи человек, а в некоторых странах и меньше, на банковское учреждение.
При этом даже в Московском регионе с финансовыми услугами не все в порядке: 2,6 тысячи человек на один кассовый банковский узел. А на расстоянии 15—20 километров за МКАД и далее практически нигде нельзя расплатиться за товары или услуги банковской картой.
«На мое село — город Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области — приходится один банкомат Сбербанка. Забыл в будни в Москве снять деньги с карточки и уехал в область — пиши пропало, приходится рыскать по району и искать банкомат. Часто до Сергиева Посада вынужден доезжать», — говорит вице-президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко.
Катализатором процесса развития финансовой инфраструктуры в Московской области, как ни странно, стал разгон Черкизовского рынка, отмечает заместитель генерального директора УК «Ронин Траст» Сергей Стукалов. Он отмечает, что остатки «Черкизона» возродились в пригородах, в том числе в Люберцах. Товарооборот на каждого жителя Люберец за три года вырос в 6 раз — с 200 тысяч рублей в год до 1 млн 200 тысяч, о чем сообщил комитет местного самоуправления города. «А раз у нас под боком рынок, то надо же торговцам деньги на счета класть, а покупателям — со счетов снимать», — отмечает Сергей Стукалов, говоря, что в Люберцах на три дома приходится по пять банкоматов. «Но забавно, что толчком для насыщения района финансовыми точками опять стали не банки, а торговцы», — замечает он.
При этом он говорит, что на другом «осколке» Черкизовского рынка — в комплексе торговых центров «Сирень Балашихи» — он банкоматов не обнаружил. «Если по трассе Москва-Нижний Новгород в черте Балашихи банкоматы появились хотя бы в крупных торговых центрах, построенных также за последние три года, то выезжаешь из этого города и снова попадаешь в глухую степь, где в чести только наличные и ни одного банкомата в радиусе сто верст», — резюмирует финансист.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, находясь на БЭФ, заявил, что финансовый центр не появится «директивным путем, и меры чисто финансового свойства будут недостаточными», поэтому не стоит строить в этом отношений каких-либо иллюзий.