Капитализация фондового рынка не является адекватным индикатором состояния экономики России, а сам рынок акций не способствует привлечению капитала широким кругом эмитентов. Требуется усиление национальных инвесторов и стимулирование внутренних размещений
На год с 1 сентября 2009−го по 1 сентября 2010 года капитализация 200 крупнейших компаний в долларах увеличилась на 29%. При этом отношение капитализации фондового рынка к ВВП достигло по итогам 2009 года 61% (в Китае этот показатель составил 51%, в Индонезии — 42%). Однако, несмотря на все достижения, российский рынок акций не выполняет своей основной функции по обеспечению перетока капитала от инвесторов к эмитентам, во многом
Кунсткамера рынка акций
Низкая ликвидность рынка и малое число инвесторов ведут к тому, что спреды между ценой покупки и продажи достаточно велики, а сделки с большинством акций проходят нерегулярно. В результате образуется множество противоречий, затрудняющих развитие отечественного фондового рынка.
Целое на российском рынке акций существенно меньше суммы частей (АФК «Система» на 1 сентября 2010 года стоила в 1,66 раза меньше принадлежащих корпорации пакетов акций МТС, «Башнефти» и «Ситроникса», без учета прочих бизнесов). Несмотря на разговоры о создании международного финансового центра и привлечении иностранных эмитентов на российские биржи, ряд крупнейших национальных компаний здесь не торгуется. И это не только ОК «Русал» и «Евраз», но и «Вымпелком», который до лета 2010 года торговался на РТС.
В число 200 крупнейших по капитализации компаний регулярно попадают «технические» эмитенты с нулевой выручкой, персонал которых часто состоит только из генерального директора. Акции таких компаний используются банками и другими финансовыми институтами для рисования отчетности и формального выполнения установленных регулятором нормативов. В этом году особенно примечателен пример ОАО «Планета», оказавшегося на 184−м месте списка крупнейших компаний РФ по капитализации: путем операций с его акциями выдаются кредиты строительным компаниям. Банки, чтобы не нарушать нормативы концентрации на одного заемщика, иногда покупают у компаний бумаги таких «технических» эмитентов, при этом соглашение об обратном выкупе заключается на словах. В результате на балансе кредитных учреждений оказываются акции эмитентов, подобных ОАО «Планета», рыночная цена которых может существенно превышать их справедливую стоимость. Это ведет к радикальному снижению устойчивости банков, задействованных в таких схемах, ставя под удар вкладчиков и клиентов.
Динамика индексов рынка акций в России не отражает ситуацию в экономике, поскольку в структуре индексов (как и в капитализации рынка акций) доминируют нефтяные компании. В то же время, по данным Росстата, доля добычи нефти и газа, а также производства нефтепродуктов не превышает 10% ВВП России за 2009 год. Как следствие, биржевые индексы дают инвесторам меньше информации, чем в других странах, что затрудняет планирование и снижает спрос на российские финансовые инструменты.
Наконец, сами инвесторы скептически смотрят на новые размещения. Серия «народных» IPO, проведенных почти на пике рынка, существенно снизила доверие населения к акциям крупных компаний — и дополнительная эмиссия ВТБ, в ходе которой по открытой подписке удалось разместить лишь 0,03% акций, это подтверждает. Акции Института стволовых клеток человека, которые усиленно раскручивались перед IPO, подешевели почти на 50% менее чем за год, разочаровав инвесторов в перспективах сегмента высоких технологий.
На пути к рынку
Сделать из рынка акций эффективное средство для движения капитала способно только государство, побуждая компании выводить ценные бумаги на биржу. Первым шагом в этом направлении может стать частичная приватизация предприятий среднего и тяжелого машиностроения, существующих сейчас в форме ГУПов, которая позволит им привлечь финансирование, необходимое для обновления производственных мощностей. Расширение числа эмитентов поможет привлечь на российские торговые площадки иностранных инвесторов, а также удержать национальных, не способных диверсифицировать в полной степени структуру портфеля на отечественном фондовом рынке.
Необходимый для новых публичных компаний капитал можно обеспечить путем принуждения национальных инвесторов к размещению средств на российском рынке. И если поведением частных инвесторов управлять достаточно сложно, то институциональные инвесторы (негосударственные пенсионные фонды и страховые компании), объем их активов и стратегии инвестирования во многом зависят от государства. Как следствие, регулирование должно способствовать спросу на бумаги надежных компаний — по крайней мере, на привилегированные акции.
Стимулом для развития рынка акций могут стать и государственные средства: достаточно разрешить ВЭБу инвестировать пенсионные накопления «молчунов» в привилегированные акции высоконадежных эмитентов. При этом жесткие лимиты, вмененное использование внешних оценок кредитоспособности (например, кредитных рейтингов) и регламентация процесса инвестирования должны снизить риски возможных потерь на фондовом рынке.
Совершенствование инфраструктуры рынка и активное использование внешних оценок кредитоспособности способны помочь развитию не только рынка акций, но и рынка публичного долга. Здесь возможно расширение ломбардного списка и включение в него бумаг предприятий, имеющих рейтинги российских рейтинговых агентств. Такие действия облегчат доступ среднего бизнеса к финансированию и расширят круг активов, под залог которых смогут рефинансировать свою деятельность банки. Без возможности привлекать финансирование с публичных рынков модернизация экономики обречена на неудачу — в одиночку банкирам не справиться.
Павел МИТРОФАНОВ, Роман РЫБАЛКИН, Павел САМИЕВ