Вместе с банком «М+» сенатора Сергея Пугачева ЦБ отозвал лицензию у небольшого банка «Тройка». Вердикт по «Тройке» ЦБ сопроводил необычным комментарием: у банка возникли потери, связанные с «невозвратом банку в течение длительного времени денежных средств в крупном размере, выданных под отчет его руководителю и одновременно акционеру». Речь о предправления банка Сергее Ильине, вместе с женой и сыном он владеет контрольным пакетом акций банка. Связаться с ним не удалось.
ЦБ потребовал создать резервы по этой сделке, в результате капитал банка стал отрицательным, а это основание для отзыва лицензии. «Тройка» — уникальный банк«, — говорит аналитик БКФ-банка Максим Осадчий. Из отчетности банка на 1 сентября следует, что из 234,1 млн руб. его активов почти половину (106,6 млн) составляли «расчеты с работниками по подотчетным суммам». «Судя по отчетности, деньги были выданы из кассы банка в июне», — говорит Осадчий. «Впрочем, этой суммы в кассе могло не быть вообще — активы и капитал могли быть фиктивными», — говорит директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов. Вице-президент ФБК Алексей Терехов также полагает, что «фактическое состояние дел было иным — деньги изъяты из кассы для покупки ценных бумаг либо кредитования без соответствующего оформления». «Тройка» и кредитовала «под честное слово» — кредитный портфель банка в 104,5 млн руб. вообще не обеспечен.
Сейчас выясняется, при каких обстоятельствах снизились активы, после чего ЦБ передаст правоохранительным органам информацию о наличии признаков преступления, говорит Сухов. Это уже третий случай, когда существенная часть активов банка приходилась на кассу и была изъята руководителями или собственниками, отмечает он, не называя банки и их руководителей. Терехову приходится сталкиваться с такими случаями «чаще, чем регулятору»: «Во многих банках со слабым корпоративным управлением довольно часто встречается подобная форма инсайдерского кредитования». Впрочем, «Тройка» вполне могла наладить контроль за наличными. Ведь в ее совет директоров с 2004 г. входит Игорь Панов, который до избрания семь лет был инкассатором в Сбербанке.
Наталия БИЯНОВА, Татьяна ВОРОНОВА