Правоохранительными органами продолжаются разработки оперативной информации о коррупционных схемах получения коммерческими банками лицензий на работу с физическими лицами. Данные коррупционные схемы были вскрыты после допросов вымогателей, которые пытались шантажировать руководство Европейского частного инвестиционного банка (ЭПИН-банк) несуществующим уголовным делом.
Широкой общественности наименование ЭПИН-банка, который работает только с юридическими лицами, стало известно в мае 2005 года. Тогда информагентства распространили информацию, что после обращения руководства банка в ФСБ были арестованы, а позже осуждены сотрудник организационно-инспекторского департамента МВД России майор милиции Александр Агеев и помощник депутата Госдумы Валерий Белозер.
За год до этого, 30 апреля 2004-го, ЭПИН-банк подал в Центральный банк России заявку на оформление лицензии на работу с физическими лицами. В январе 2005 года, когда руководство коммерческого банка попыталось узнать результаты рассмотрения заявки, им предложили встретиться с группой посредников между ЦБ и коммерческими банками. Ими оказались сотрудник организационно-инспекторского департамента МВД России майор милиции Александр Агеев и помощник депутата Госдумы Валерий Белозер. Они стали шантажировать ЭПИН-банк якобы ведущимся правоохранительными органами, в том числе в ФСБ, расследованием, которое, по их словам, стало препятствием в лицензировании, и запросили за его закрытие около 500 тысяч долларов. В последующем за дополнительную мзду шантажисты обещали «урегулировать» вопрос получения лицензии.
В связи с тем, что вымогатели ссылались в том числе и на расследование Федеральной службы безопасности, руководство банка обратилось за помощью в управление собственной безопасности ФСБ. Белозер был задержан 17 мая 2005 года в ходе спецоперации в момент получения 100 тысяч долларов, в этот же день арестован и Агеев, оба впоследствии осуждены (Московский городской суд 17 апреля 2006 года приговорил обоих к 7 и 8 годам заключения соответственно).
Одновременно выяснилось, что никакого расследования, а уж тем более уголовного дела в отношении ЭПИН-банка не существовало. Зато после допросов задержанных была выявлена информация о коррупционных схемах вступления в систему страхования вкладов и получения коммерческими банками лицензий на работу с физическими лицами. Эта информация стала основанием для привлечения к ответственности, выведения за штат или увольнения большого количества сотрудников правоохранительных органов. Материалы уголовного дела по ней выделены в отдельное делопроизводство, следствие до сих пор не закончено.
Вскоре после этих событий поданные в ЦБ документы на оформление лицензии на работу с физическими лицами были возвращены в ЭПИН-банк без каких-либо комментариев. В Европейском частном инвестиционном банке на это особого внимания не обратили и повторно подали заявку. Состоявшаяся с 25 августа по 30 сентября 2005 года в связи с этим комплексная проверка 5-го (территориального) отделения Центрального банка дала положительное заключение по деятельности банка.
Но в дальнейшем интерес ЦБ к ЭПИН-банку значительно возрос. По решению совета директоров ЦБ с 23 ноября по 28 декабря 2005 года в ЭПИН-банке с проверкой работала Главная инспекция кредитных организаций (ГИКО) ЦБ. Результаты последней банк вынужден оспаривать в суде, т. к. не согласился с их результатами.
Накануне Нового года, 30 декабря 2005-го, в ЭПИН-банк из ЦБ поступает предписание о досоздании резервов на выданные кредиты со ссылкой на сентябрьский акт, где, однако, указано, что «резервы созданы правильно». Если бы банк последовал указаниям ЦБ, то ухудшилось бы его финансовое состояние, а значит, нарушились нормативы. И у ЦБ появилась бы реальная возможность отозвать у ЭПИН-банка лицензию на законных основаниях. В ЭПИН-банке, сославшись на новогодние каникулы, оттянули досоздание резервов до февраля, а в феврале клиенты, на ссуды которых ЦБ потребовал дополнительные резервы, досрочно вернули взятые кредиты.
13 января 2006 года приходит предписание в связи с отбраковкой 0,9 процента электронных сообщений в Комитет финансового мониторинга (КФМ) и решение о штрафе на 172 тысячи 620 рублей. Необходимо отметить, что в положении ЦБ «207 П» четко прописано, что должен сделать банк, если у него вдруг отбраковалось электронное сообщение. Не позднее 16.00 следующего дня отбракованное сообщение нужно заново сформировать и отправить, что и было сделано в ЭПИН-банке. Обычно такой низкий процент отбраковки не является поводом для предписания. Но большое количество предписаний за один период — это основание для отзыва лицензии. Позже банк обжаловал действия ЦБ в арбитражном суде и выиграл дело.
27 марта 2006 года ЦБ выносит предписание об ограничении лицензии ЭПИН-банка на 6 месяцев на проведение валютно-обменных операций и прием у юридических лиц выручки. То есть банк лишился возможности принимать выручки у обслуживаемых им юридических лиц, искусственно созданы условия для оттока клиентов и развала банка. Ограничение лицензии закончилось 27 сентября. А 29 ноября 2006 года в ЭПИН-банке начала работать новая проверка ГИКО ЦБ.
По оценкам участников рынка, действующее в настоящий момент законодательство вполне может позволить сводить счеты с «неугодными» банками. Поэтому во многих банках с воодушевлением восприняли слова президента РФ Владимира Путина о необходимости снизить административное регулирование сектора. Вслед за этим зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков сообщил о готовящихся изменениях в законы «О Центральном банке», «О банках и банковской деятельности» и «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Аксаков, буквально повторяя заявление главы государства, сообщил, что в последнее время отмечаются случаи предъявления к коммерческим банкам чрезмерных требований по предоставлению информации в соответствии с законом о противодействии легализации преступных доходов. «Назрела необходимость упорядочить отношения сторон, участвующих в реализации закона о противодействии легализации. Необходимо проранжировать степень нарушений, допускаемых коммерческими банками, чтобы уменьшить субъективный фактор при принятии решений», — объяснил инициативу депутатов Аксаков.
Активизировала свою позицию и Счетная палата, обратившаяся к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову и спикеру Госдумы Борису Грызлову в связи с намерением провести проверку в Центробанке. На днях председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил журналистам, что главный контрольный орган страны еще ни разу не проверял финансово-хозяйственную деятельность Центробанка. До конца года Счетная палата надеется получить разрешение наблюдательного совета Госдумы на проведение в ЦБ проверки.
Между тем сам ЭПИН-банк во второй половине этого года стал пострадавшей стороной еще в одной истории, которая скорее всего является продолжением произошедшего ранее. В конце лета у одного из руководителей ЭПИН-банка случился сердечный приступ. Последовавшее за этим медицинское обследование показало полное отсутствие следов… стенокардии. Врачи предположили, что в организме не хватает каких-то микроэлементов, и предложили дополнительные исследования. А они выявили следы сильнейшего отравления. По заявлению о покушении на убийство Генеральной прокуратурой сейчас ведется расследование. Потерпевших — 17 человек. В том числе члены следственной бригады, которые бывали в офисе ЭПИН-банка. Основная из рассматриваемых версий — месть руководству банка за обращение в правоохранительные органы. В самом банке данную ситуацию не комментируют.
Сергей СТОЛЯРОВ