Скандалы с отравлением сначала Александра Литвиненко, а затем Егора Гайдара наделали много шума и посеяли новую фобию. Между тем, не многие знают, что, как утверждает пресса, у нас расследуется свое уголовное дело об «отравителе». Причем, пишут газеты, в нем фигурирует Европейский частный инвестиционный банк (ЭПИН-банк), чьи сотрудники выступили в этой истории в качестве потерпевших.
Год назад по злой воле ЭПИН-банк оказался втянутым в громкий уголовный скандал, в результате которого полетели головы не самых ответственных сотрудников правоохранительных органов.
В 2004 году ЭПИН-банк направил в Центральный банк России заявку на получение лицензии на работу с физическими лицами. Однако вместо лицензии банк получил большую проблему, разобраться с которой не может по сей день. Осенью того же года к руководству ЭПИН-банка обратился начальник организационно-штатного управления МВД России Александр Агеев. Со слов Агеева следовало, что у банка, и в частности его председателя правления, возникли большие трудности. И если срочно не вмешаться, не сегодня завтра появится уголовное дело, главными фигурантами в котором будут ведущие сотрудники этого финансового учреждения.
При этом милицейский начальник и появившийся вскоре на сцене его подельник помощник депутата Госдумы Валерий Белозер внушали банкирам, что источник их опасности находится в ЦБ России и ФСБ. Первый якобы собрал против банка компромат, а контрразведчики возбудили уголовное дело. За решение проблем эти господа попросили полмиллиона долларов. Причем не себе, а одному из «генералов ФСБ».
Несмотря на то что мошенники водили банкиров по высоким кабинетам, в том числе в Государственную Думу, и демонстрировали им копии грозных документов, которые, как выяснилось позже, оказались банальной подделкой, руководство ЭПИН-банка обратилось в правоохранительные органы.
В апреле нынешнего года состоялся приговор Московского городского суда. Бывшему милицейскому начальнику дали 8 лет лишения свободы, а его подельнику — 7 лет. Причем суд еще удовлетворил гражданский иск председателя правления банка к мошенникам и обратил взыскание на принадлежащие Агееву автомобили «мерседес» и «лексус». Так что милиционер явно жил не на одну зарплату.
Однако гражданами-осужденными список всех участников этой аферы не ограничивается. В деле еще фигурирует некий Коноваленко, игравший роль «представителя ФСБ», которому удалось скрыться, и другие «неустановленные лица». Так что дело о вымогательстве не закрыто. Более того, как утверждают СМИ, оно получило развитие. Якобы правоохранительные органы выявили некие криминальные схемы, связанные с получением лицензии коммерческими банками на работу с физическими лицами.
Но это не все неприятности, свалившиеся на голову ЭПИН-банка. Осенью прошлого года, пока следствие разбиралось с вымогателями, банк пережил серьезную проверку 5-го отделения Московского главного территориального управления ЦБ. В результате в конце сентября появился почти стостраничный акт. Ничего криминального в ЭПИН-банке не нашли. Однако не прошло и двух месяцев, как в банк вновь нагрянули проверяющие. На этот раз — из Главной инспекции кредитных организаций ЦБ. Причем контролеры стали ходить в банк, как на работу. Такое внимание сверху может осложнить жизнь любому кредитно-финансовому учреждению.
В канун 2006 года банк получил из ЦБ предписание с указанием досоздать резервы на выданные коммерческие кредиты. Это предписание было составлено по результатам проверки 5-го отделения. Но загвоздка в том, что в акте, составленном 5-м отделением Московского Главного территориального управления ЦБ России, сказано, что «резервы сформированы в полном объеме» и с учетом всех нормативных документов.
Между тем, по некоторым оценкам, если бы ЭПИН-банк выполнил указание контролирующей организации в январе, он непременно бы нарушил нормативы. А это уже может служить основанием для отзыва у него лицензии.
Две недели спустя из ЦБ поступило новое предписание. На этот раз ЭПИН-банк привлекался за нарушение нормативных актов Банка России. В частности, 0,9 процента электронных сообщений, поступавших из банка в Федеральную службу по финансовому мониторингу, оказались отбракованными. Причиной этого стали технические сбои или банальные ошибки при заполнении реквизитов. По данным СМИ, ЭПИН-банк на следующий же день отправил эти сообщения в ФСФМ, что не является нарушением закона. Тем не менее его оштрафовали более чем на 170 тысяч рублей.
Не самому крупному столичному банку удалось через суд отбить и эту претензию контролеров.
Но это, как выяснилось впоследствии, были лишь цветочки. В марте нынешнего года ЦБ вынес предписание о запрете ЭПИН-банку осуществлять инкассацию денежных средств, прием векселей и платежных документов, кассового обслуживания юридических лиц и куплю-продажу наличной валюты. Причем сроком на полгода. После таких предписаний на любом банке можно было смело ставить жирный крест. Но ЭПИН-банк выжил. Однако после того как закончился срок запрета, в банк вновь нагрянули проверяющие из Главной инспекции кредитных организаций ЦБ.
К сожалению, российское законодательство сегодня прописано так, что при большом желании можно похоронить практически любой коммерческий банк. О необходимости изменения Закона «О Центральном банке РФ» (Банк России) говорят в Государственной Думе РФ. В частности, заместитель председателя думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков сообщил СМИ о готовящихся изменениях в банковское законодательство. Депутат заявил о том, что в некоторых случаях коммерческим банкам предъявляют чрезмерные требования по предоставлению информации.
«Назрела необходимость упорядочить отношения сторон, участвующих в реализации закона о противодействии легализации. Необходимо проранжировать степень нарушений, допускаемых коммерческими банками, чтобы уменьшить субъективный фактор при принятии решений», — сказал журналистам Аксаков.
Кроме того, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что до конца 2006 года он ожидает поручения Госдумы о проверке финансово-хозяйственной деятельности ЦБ. По данным СМИ, Счетная палата намерена ограничить полномочия Центробанка в сфере регулирования работы коммерческих банков.
И, наконец, история с отравлением, с которой мы начали материал. В СМИ просочилась информация, что в настоящее время прокуратурой расследуется уголовное дело о якобы сильном отравлении целого ряда сотрудников ЭПИН-банка. Правоохранительные органы пока трактуют это как отравление. Самое пикантное в этой истории, что кроме банкиров, вроде бы пострадали и сотрудники правоохранительных органов, по ходу расследования бывавшие в банке.
Не исключено, что это месть банку за сотрудничество с силовиками.
Андрей ЦАРЕВ