Объем факторингового вознаграждения, полученного факторами за первое полугодие 2010 года, сократился на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объемы уступленных требований выросли на 16%, а портфели факторов показали прирост на 18%. Основных причин снижения факторингового вознаграждения две: принятие Закона о торговле и ценовая конкуренция между факторами. В результате ставки за факторинговое обслуживание стали сопоставимы со ставками по кредитам.
Медленное восстановление
Объем рынка факторинга по итогам первого полугодия 2010 года составил 200 млрд рублей, показав прирост относительно аналогичного периода прошлого года на 16%. Быстрое падение рынка в 2009 году (на 40%) сменилось медленным восстановлением в 2010−м. Закрепление максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам в Законе о торговле (см. таблицу 1) привело к тому, что для некоторых поставщиков факторинг вообще потерял привлекательность. Это несколько притормозило восстановление рынка факторинга в первом полугодии 2010 года.
«Безусловно, основным событием на рынке факторинга в первом полугодии 2010 года было вступление в силу нового Закона о торговле. Пока его влияние на факторинговый рынок оценить трудно — идет процесс перезаключения поставщиками договоров со своими контрагентами. Думаю, к концу года все будет понятнее», — считает Виктор Носов, вице-президент Промсвязьбанка. Негативный эффект на объемы рынка факторинга от принятия Закона о торговле, по оценкам «Эксперт РА», по итогам 2010 года составит 30—50 млрд рублей.
Наибольшие темпы прироста числа уступленных требований в первом полугодии 2010 года показали новички рынка — Альфа-банк и Русская факторинговая компания (см. таблицу 2). Прорыв Альфа-банка связан прежде всего с активизацией работы с ритейлерами, входящими в X5 Retail Group (у Альфа-банка и X5 Retail Group есть общие собственники). На шестую строчку по объемам уступленных требований удалось подняться еще одному новичку рынка — компании «ВТБ Факторинг». Отрицательные темпы прироста продемонстрировали весьма опытные игроки — банки НФК (-12,4%), «Петрокоммерц» (-24,7%), Газпромбанк (-23,5%) и др. Доля лидера — Промсвязьбанка — в первом полугодии 2010 года сократилась на 3,5 п. п. относительно аналогичного периода прошлого года и составила 27,8%.
Несмотря на рост рынка, объем факторингового вознаграждения, полученного факторами за первое полугодие 2010 года, сократился на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Я думаю, что рынок стабилизируется либо на уровне существующих процентных ставок, либо чуть выше. Сейчас факторы топчутся на грани рентабельности этого бизнеса», — считает начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев.
Причин снижения факторингового вознаграждения две. Во-первых, закрепление максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам привело к сокращению среднего срока оборачиваемости дебиторской задолженности. Средний срок сделки в первом полугодии нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 19 дней и составил 53 дня. Это не могло не сказаться на объемах факторингового вознаграждения, поскольку порядка 70—80% комиссии факторов составляет именно комиссия за пользование заемными ресурсами. Во-вторых, снижение ставок по факторингу стало следствием накала ценовой конкуренции между факторами. Среди новых игроков рынка преобладают дочерние компании крупных банков, они имеют доступ к дешевым банковским пассивам и оказывают сильное давление на цену услуги. «Сейчас для универсальных банков задача разместить короткую ликвидность стала более важной, чем правильный подсчет себестоимости и необходимость зарабатывать. Как только эта ликвидность рассосется, ставки пойдут вверх. Факторинг по ставке рефинансирования — это очередной анекдот для мировой факторинговой индустрии», — комментирует Роман Огоньков, председатель правления банка НФК.
Быстрее в электронном виде
Принятие Закона о торговле привело к снижению спроса на факторинг со стороны поставщиков продуктов питания. Частично это снижение компенсируется ростом спроса со стороны поставщиков непродовольственных товаров. После установления потолка отсрочки платежа по продуктам питания у торговых сетей ухудшилась ситуация с ликвидностью. Чтобы избежать кассовых разрывов, ритейлеры вынуждены просить своих поставщиков непродовольственных товаров, которые, в свою очередь, все чаще обращаются за факторингом, увеличивать отсрочки платежа.
Закрепление максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам дает стимул для развития электронного факторинга *, поскольку он ускоряет получение финансирования от фактора. Большинство факторов отмечают потенциал региональных рынков, при этом наличие электронного факторинга облегчает региональную экспансию, поскольку не требуется физического присутствия фактора в регионе, в котором находится клиент. «С учетом развития факторинговых услуг в регионах можно сказать, что за электронным факторингом будущее. Если офис клиента или дебитора находится далеко от офиса факторинговой компании, то доставка отгрузочных документов, подтверждающих поставку товара, занимает долгое время, а без таких документов фактор не может предоставить финансирование клиенту. Электронный факторинг снимает проблему удаленного расположения поставщика, покупателя и фактора», — полагает Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании.
О возможности электронного факторинга пока заявляет ограниченное число факторов. Наибольшая доля клиентов, обслуживающихся посредством электронного факторинга, у банка НФК (72%), у остальных она пока составляет менее 10%. Большинство факторов пока настораживает перспектива судебного разбирательства при электронном факторинге. «В случае формирования положительной для факторов арбитражной практики по данному вопросу электронный факторинг получит широкое распространение», — прогнозирует Александр Морозов, начальник управления факторинга банка «Петрокоммерц».
* Технология, предполагающая передачу фактору подтвержденных электронной цифровой подписью клиента сведений о денежных требованиях в электронном виде по защищенным каналам связи.
Мнения специалистов
Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы развития российского рынка факторинга? Оказало ли влияние принятие закона о торговле на факторинговый рынок и каковы перспективы электронного факторинга в России?
Александр Федоров, заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф»:
— Сложно выделить глобальные проблемы в развитии факторингового рынка, возможно, их нет. Но есть большое количество локальных сложностей. Так, например, некоторые сетевые ритейлеры, в том числе и крупные федеральные сети, отказываются работать со своими поставщиками по факторингу. Те ритейлеры, которые работают с нами, в соответствии с принятым законом о торговле значительно изменили условия закупки продукции и договор поставки. В итоге уже сейчас многие ритейлеры имеют свои формы уведомлений, которые из двухстороннего документа превратились в трехсторонний либо в трехстороннее соглашение между поставщиком, фактором и сетью. Хорошие перспективы развития рынка факторинга связаны с электронным факторингом. В следующем году мы планируем перейти на электронный документооборот при работе с большинством наших клиентов. Однако никто из федеральных сетей, уже имеющих свои электронные системы обмена информацией с поставщиками, пока не торопится отказываться от бумажных документов. Интенсивность развития электронного факторинга будет зависеть и от желания сетей подключать факторов к этим системам. На сегодня только несколько факторов заявляют о наличии электронного факторинга, у некоторых он действительно есть, но пока никто не отказался от дублирующего бумажного документооборота.
Корнелиу Робу, заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании:
— Главной проблемой российского рынка факторинга остается отсутствие единых стандартов в определениях, что такое факторинг, чем отличаются факторинговые продукты между собой и, самое главное, чем факторинг отличается от банковского кредитования. Это мешает становлению рынка факторинга как серьезной, самостоятельной отрасли, которая могла бы в таком случае играть гораздо более заметную роль в экономике страны. К примеру, в России уровень «проникновения» факторинга менее одного процента ВВП, в то время как среднемировой показатель порядка 3,5 процента.
Закон о торговле не оказал практически никакого влияния на рынок факторинга. Ассоциация факторинговых компаний консолидировала мнение факторов по данному вопросу и подготовила пакет поправок к закону, призванных облегчить использование факторинга при расчетах в торговле.
Что касается электронного факторинга, то мы уверены, что Россия с ее огромными расстояниями просто обречена на повсеместное использование электронных каналов связи, и рынок факторинга здесь не является исключением. К примеру, в Национальной факторинговой компании уже порядка 95 процентов оборота приходится на электронный факторинг.
Марина МУСИЕЦ
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.