В пятницу ВТБ 24 сообщил о том, что с пластиковых карт некоторых его клиентов были похищены денежные средства. В результате банк был вынужден перевыпустить карточки, оказавшиеся в зоне риска. Участники рынка признают, что впервые в России банк заявляет о массовом перевыпуске платежных карт. По их мнению, это говорит о перемещении основных рисков мошенничеств
Как сообщили Ъ в пресс-службе ВТБ 24, подозрительные трансакции по платежным картам банка были зафиксированы 2 декабря. «Держателям заблокированных карт в кратчайшие сроки будут выпущены новые карты соответствующей категории,— сообщили в пресс-службе банка.— Клиентам будут возмещены все средства в полном объеме, соответствующие подразделения банка работают в тесном контакте с платежными системами и правоохранительными органами». Точное число заблокированных карт в ВТБ 24 не называют, однако источник Ъ в банке пояснил, что речь идет «о десятках» клиентов.
ЗАО ВТБ 24, являющееся «дочкой» ВТБ, создано на основе приобретенного летом 2004 года Гута-банка. По данным журнала «Деньги», на 1 октября 2006 года ВТБ 24 занимает 18-е место по размеру собственного капитала (14 млрд руб.) и 15-е место по сумме чистых активов (126,3 млрд руб.). На 1 ноября 2006 года количество эмитированных ВТБ 24 карт Visa и MasterCard превысило 1 млн. Количество банкоматов в объединенной сети группы ВТБ составляет 2600.
Как сообщил Ъ один из клиентов ВТБ 24, банк заранее не предупреждал клиентов о блокировке карт. «Сотрудники нашей компании просто не смогли снять перечисленную зарплату, а при попытке снять деньги в банкомате с удивлением узнали о том, что их карты заблокированы»,— посетовал бизнесмен. Между тем на рынке появилась информация о том, что в центре Москвы выявлено, по разным данным, от четырех до шести банкоматов ВТБ 24, которые мошенники использовали для считывания информации о пластиковых картах. В банке ограничились комментарием, что «по факту инцидента проводится служебное расследование, после 2 декабря подозрительных операций не зафиксировано», добавив, что речь идет о группе мошенников, работавшей в международных масштабах. «Это, к сожалению, общемировая тенденция, от которой не застрахован ни один банк»,— заявила член правления ВТБ 24 Ольга Канович. В Visa и MasterCard сложившуюся ситуацию комментировать отказались.
Среди пострадавших от карточных мошенничеств за последние два года оказывались клиенты нескольких российских банков. Но, как правило, в тех случаях незаконные трансакции проходили за рубежом. В марте прошлого года московский Райффайзенбанк (Австрия) приостановил прием своих карт через банкоматы на территории Украины (см. Ъ от 15 марта 2005 года), а в июле этого года Газпромбанк сообщил о том, что около десяти клиентов банка стали жертвами так называемого «неэлектронного фишинга» в Турции.
По мнению участников рынка, случай с ВТБ 24, который первым из российских банков был вынужден пойти на массовый перевыпуск карт, свидетельствует об увеличении внутрироссийских рисков мошенничеств. «Я не припомню случаев, когда российские банки блокировали бы карты сразу большому количеству клиентов,— говорит начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов.— Обычно банки блокируют карты, которые побывали в регионах риска. Таковым, например, считается Юго-Восточная Азия».
По мнению члена совета директоров Райффайзенбанка Романа Воробьева, массовая блокировка карт может негативно отразиться на репутации банка, если ситуация не будет оперативно исправлена. А господин Аксенов полагает, что повторный «технический сбой» может и вовсе отбить у крупных корпоративных клиентов желание к сотрудничеству с банком. Впрочем, ряд банкиров считает, что подобные инциденты могут быть сглажены грамотными действиями менеджмента. «Банк оперативно отреагировал на инцидент,— говорит начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов.— Продвинутые клиенты понимают, что карты — высокорисковый продукт и никто не застрахован от этого вида мошенничеств. Главное — что банк сумел принять предупреждающие меры».
Анна ИНОЗЕМЦЕВА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА